Социология в Украине

БИХЕВИОРИЗМ (behaviourism)

1. Школа в психологии, главная заповедь которой состоит в том, что ее предметом является только наблюдаемое ПОВЕДЕНИЕ. 2. Изучение, главным образом в ходе экспериментов над животными, принципов обучения (называемых также образованием условных рефлексов) и использование этих принципов для познания и управления поведением человека. 3. (Философия, например, Райл "Понятие РАЗУМА", 1949) концепция, согласно которой "умственные понятия могут анализироваться в терминах открытых действий и высказываний" (Флу, 1979). По Райлу, смыслу 1 ошибочно присваивается исключительность умственного и физического, ДУАЛИЗМА разума и тела.
Бихевиоризм как школа психологии был основан в США Э.Л. Торндайком (1911), разработавшим Закон эффекта — вознаграждаемое поведение имеет тенденцию к повторяемости, а не вознаграждаемое — к прекращению. Почти в то же самое ВРЕМЯ в России И. Павлов (1846—1936) исследовал условные рефлексы. Его эксперименты привели к формулировке теории классического образования условных рефлексов (Павлов, 1911).
Наиболее влиятельным и плодовитым бихевиористом, однако, является Б.Ф. СКИННЕР (1904—1990). Его имя стало почти синонимом бихевиоризма, и он изобрел блок Скиннера — прибор, обеспечивающий управляемую среду для исследования обучения животных (оперантное ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ).
В школе психологии наблюдаемое поведение может включать в себя и устное поведение, выражаемое мыслями. Тем не менее бихевиористы прежде всего предпочитают игнорировать умственные функции или эффект организма на стимул (S) и ответ (R). Только S и R способны контролироваться и измеряться, а следовательно — изучаться.
Чтобы точно исследовать Принципы Обучения, поведение должно быть простым, а процедуры — этически приемлемыми. Это предполагало сосредоточение на экспериментах над животными, нередко в управляемой среде блока Скиннера, где обычно наблюдалась реакция крыс или голубей на S (с помощью рычага или диска) и R (нажатием или бросанием) при различных режимах стимулирования (использование пищевых шариков). Такие работы пополнили багаж знаний об обстоятельствах, при которых происходит образование условных рефлексов, и о переменных, воздействующих на их силу и применение.
Эти идеи в 30—40-х гг. господствовали в академической психологии и проникли в общую культуру, в частности, оказав влияние на практику воспитания детей. Впоследствии они утратили свое значение в психологии, но все еще широко используются в лечении душевнобольных.
Скиннер также оказал влияние на область усвоения языка ("Устное поведение", 1957), предположив, что новорожденный постигает язык через процесс создания условных рефлексов — его/ее устное поведение формируется стимулированием к звукам его/ее родного языка. Это противоречит теории Чомского.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

От английский behaviour — поведение. Одно из распространенных в современной западной психологии направлений. Философская основа Бихевиоризма — прагматизм и позитивизм. Бихевиоризм основан в 1913 Дж. Уотсоном (1878—1958) (Чикагский университет). Экспериментальной основой Бихевиоризма у Уотсона послужили исследования поведения животных Э. Торндайком (1874—1949). Теорию Уотсона разделяли К. Лешли (1890—1958), А. Вейс (1879—1931) и другие. Бихевиоризм продолжает механистическое направление в психологии, сводя психические явления к реакциям организма, отождествляет сознание и поведение, основной единицей которого считает связь (корреляцию) стимула и реакции. Все познание Бихевиоризм сводит к образованию у организмов (включая и человека) условных реакций. В 30-х гг. теория Уотсона сменилась рядом необихевиористических теорий. Их основными представителями являются К. Халл (1884—1952), Э. Толмен (1886—1959), Э. Газри (1886—1959) и Б. Скиннер (р. 1904). Необихевиористы, за исключением Толмена, заимствовав из учения И. П. Павлова терминологию и классификацию форм поведения, заменили материалистические основы павловского учения операционализмом и логическим позитивизмом. (Критика Бихевиоризма содержится в статье Павлова «Ответ физиолога психологам», 1932.) Современный Бихевиоризм видоизменил формулу «стимул — реакция», включив между двумя ее членами так называемые промежуточные переменные (навык, потенциал возбуждения и торможения, потребность и тому подобное), однако это не меняет механистической сути Бихевиоризма.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с БИХЕВИОРИЗМ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о БИХЕВИОРИЗМ