Социология в Украине

ОТНОШЕНИЯ ПАТРОН-КЛИЕНТ (patron-client relationship)

Длительные, часто договорные, отношения, при которых могущественный или влиятельный человек обеспечивает вознаграждение и услуги более скромным и более слабым людям в ОБМЕН на лояльность и поддержку. Возможен и взаимный обмен некоторыми услугами. Такие отношения характерны для простых или традиционных обществ, но могут существовать и между государствами.
Понятие охватывает персонифицированные отношения и включает случаи как принуждения, так и согласия. Оно имело особое значение для понимания отношений крестьянства с другими ГРУППАМИ в обществе — землевладельцами или политическими деятелями. Обычно патрон оказывает покровительство, услуги или защиту, получая лояльность, политическую поддержку и, возможно, экономический контроль. Это выходит за узкие рамки и нередко влияет на стиль национальной политики, когда избирательная поддержка достигается за счет того, что политический деятель либо предоставляет, либо обещает покровительство. Таким образом, СИСТЕМА клиентелизма — один из способов вовлечения широких слоев населения в национальную политику. Моузелис (1986) противопоставляет ему ПОПУЛИЗМ как форму политической инкорпорации в разных странах Латинской Америки и на Балканах.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Словарные статьи, связанные с ОТНОШЕНИЯ ПАТРОН-КЛИЕНТ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Похоже, ни у кого не дошли до этого руки.

Книги, в которых есть упоминания о ОТНОШЕНИЯ ПАТРОН-КЛИЕНТ