Социология в Украине

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ (questionnaire)

Форма, содержащая вопросы и распространяемая среди множества людей главным образом с целью получения информации и фиксации мнения.
Социальные ученые используют Опросные Листы для:
— изучения общих характеристик населения (например, возраста, пола, занятий, доходов и т.д.);
— исследования настроений;
— установления отношения между двумя переменными (в частности, РОДОМ занятий и электоральным ПОВЕДЕНИЕМ);
— проверки теорий.
В составлении вопросов есть сложности. Во-первых, необходимо постараться гарантировать, чтобы значение, которое каждый респондент придаст вопросу, было тем же самым, то есть учитывать особенности изучаемых групп. Например, для детей следует выбирать по возможности самые простые слова и избегать длинных (скорее "работа", чем "род занятий", "мама" вместо "матери" и т.д.). Во-вторых, важен ТИП вопросов — применять ли неструктурные (открытые) или структурные (закрытые, либо с заранее сформулированными ответами) вопросы. Выбор одного из этих типов зависит от характера темы работы и средств ее осуществления. Там, где тема относительно неизученная, можно отдать предпочтение первым, поскольку ученый может не представлять себе диапазон возможных ответов. Это часто справедливо и для тех случаев, когда вопросы задаются устно, что позволяет нащупывать ответы респондентов. Наоборот, при почтовом опросе более предпочтительными являются предварительные вопросы, ибо они упрощают заключение. В-третьих, последовательность вопросов в анкете. В целом они должны вытекать друг из друга и располагаться таким образом, чтобы их порядок как можно меньше влиял на последующий ответ респондента. Так, при выявлении отношения населения к АБОРТАМ общий вопрос о том, следует ли запретить их, рекомендуется поместить перед пунктом о возможной реформе соответствующего закона, а вопросы личного характера о возрасте, поле, РОДЕ занятий и доходах и, возможно, смущающего — в конце опросного листа.
Вопросы могут задаваться рядом способов: (а) устно при интервьюировании исследователем респондента; (б) самораспространением, при котором, например, преподаватель мог бы раздать студентам опросные листы и получить ответы в аудитории; (в) отправлением опросных листов респондентам по почте. Выбор здесь зависит от ряда факторов, но наиболее важные — характер изучаемых проблем, сложность вопросов и затраты. Там, где работа ведется по сравнительно новой теме и многие из вопросов являются открытыми, предпочтение отдается ИНТЕРВЬЮ, и, наоборот, где опрашивается множество людей, а опросный лист имеет предпосланные ответы, лучше почтовый опрос. Хотя проведение последнего относительно дешево, неудобство состоит в высоком проценте отсутствия ответа.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Словарные статьи, связанные с ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Похоже, ни у кого не дошли до этого руки.

Книги, в которых есть упоминания о ОПРОСНЫЙ ЛИСТ