Социология в Украине

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (НРД) (new religious movements — NRM)

Сектантские или общественные группы сторонников, не обязательно христианской веры, обычно прошедших через сильный конверсионный опыт. Часто оцениваются публикой и прессой с подозрением или даже недоброжелательностью. Баркер (1989) полагает наличие не менее пяти сотен видов подобных движений в Великобритании. Это очевидное разнообразие — выраженное в различиях взглядов и в методах вербовки — было удачно осмыслено Уолшем (1984). Он делит их на движения "отрицания мира" (мунисты, хари Кришна), "утверждения мира" (трансцендентальная медитация, сциентология) и "приспособления к миру" (евангелистские, харизматические, христианские группы "рождения заново").
Первые требуют от новообращенных отказа от прошлой жизни и отделения от семьи и друзей. Внешний мир оценивается с враждебностью. Личностная ИДЕНТИЧНОСТЬ растворена в коллективной идентичности общины, которая всегда имеет приоритет перед индивидуумом и поощряет раздел имущества. Вторые смотрят на внешний мир более благосклонно, имеют тенденцию к большему ИНДИВИДУАЛИЗМУ, к менее кодифицированным и артикулированным СИСТЕМАМ веры, а также организованным РИТУАЛАМ поклонения. Мироутверждающие движения видят в каждом скрытые потенциал и силу, которые могут быть раскрыты сторонниками и почитателями. Счастье и удовлетворенность рассматриваются как нечто недоступное пониманию каждого, ведущее к принятию новых путей установления связей с миром (а не его отрицанию или преобразованию). Третьи подчеркивают важность индивидуального религиозного опыта. Евангелистские церковные группы типичны там, где коллективные отправления КУЛЬТОВ веры являются средством ощущения сильной личной причастности к духовному и священному царствам.
Несмотря на разнообразие и многочисленность, НРД охватывают лишь небольшое число членов. Настрой общества против них, следовательно, не оправдан их численностью, а скорее вызван специфической ориентацией различных групп по отношению к миру. Конечно, тотальная самоотреченность их членов и разрыв семейных уз приводят общественность в негодование. НРД, похоже, усиливаются в результате общей неудовлетворенности религиозным опытом, предлагаемым традиционной христианской ЦЕРКОВЬЮ. Возможно, также в них можно усмотреть ответ на "кризис идентичности" в период позднего МОДЕРНА, изученный ГИДДЕНСОМ (1991). Однако ввиду относительно малого числа людей, фактически вовлеченных в НРД, и того факта, что они, кажется, обращаются главным образом к молодому среднему КЛАССУ и только в течение нескольких лет, их рост не следует рассматривать как нечто такое, что серьезно компенсирует тенденцию к секуляризации.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Словарные статьи, связанные с НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (НРД)

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (НРД)