Социология в Украине

МАСТЕРСТВО (skill)

1. (По отношению к работе или занятию) качества, требуемые специфической работой с определенной точки зрения: объема и технической сложности задач; уровня свободы действий; контроля над тем, как выполняется работа; времени, необходимого для ее изучения; уровня знания и опыта. 2. (По отношению к человеку) Способности, приобретенные человеком в ходе образования и практической деятельности. Они включают один или более из перечисленных пунктов: когнитивные способности (к абстрактному мышлению, концентрации), ловкость рук, знание и межличностные способности (к общению, сотрудничеству, сопереживанию другим, лидерству). 3. (Социальная КОНСТРУКЦИЯ) ярлык, приложенный к некоторым ТИПАМ труда или занятости в связи с привычкой и практикой, переговорами профсоюзов, регулированием труда. Все это вызывает дифференциальные нормы оплаты и СТАТУСА. Обычно отражается в официальных классификациях занятий: "квалифицированные", "полуквалифицированные", "низкоквалифицированные". 4. (Более широкий СОЦИАЛЬНЫЙ смысл) наиболее общие способности и КОМПЕТЕНТНОСТЬ, которыми обладают социальные акторы, то есть участие в социальной жизни всегда является "квалифицированным исполнением".
Нижеследующее ОБЪЯСНЕНИЕ относится главным образом к "мастерству" в смыслах 1 и 3. Это — неоднозначное ПОНЯТИЕ, причем часто смешиваются разные ЦЕННОСТИ. Теоретические подходы к изменениям уровня мастерства решающим образом зависят от способа определения термина. Например, теории деквалификации часто используют "объективное" или техническое ОПРЕДЕЛЕНИЕ (значение 1). Ведь аргументы в пользу повышения мастерства определяют его с точки зрения формальных или официальных классификаций. В социологии чаще всего применяется первый смысл, то есть объективные требования к работе. Исторический пример ремесленных рабочих — эталонный тест для анализа изменяющихся уровней мастерства.
Второй смысл — качества, которые человек привносит в работу, — происходит от индустриальной психологии, но также дает ОБЪЯСНЕНИЕ товарности и заменимости специалистов на рынке труда. Приобретенный опыт может отчасти зависеть от естественных способностей, хотя социологи в целом доказывают, что большинство видов усваивается. Обсуждение изменений в характере и уровне данного понятия включало анализ повышения и снижения высокоспециализированного мастерства, а также заменяемых его видов, которые более неопределенны и менее специфичны и поэтому могут оцениваться большой оплатой и обладать высоким СТАТУСОМ. Понятие мастерства, "заключенного в человеке", также важно в анализе подразумеваемого мастерства. Оно часто относится к неосознанным и привычным видам знаний, усваиваемых на рабочем месте посредством высокой осведомленности и трудовой практики. Это часто специфично и не признано в формальном рабочем статусе, но тем не менее крайне необходимо предпринимателям для повседневного функционирования производства или предоставления услуг.
Определение мастерства с точки зрения социальной конструкции привлекает внимание к тому моменту, что приведенные выше определения могут не соответствовать реалиям. Некоторые типы работы предполагают высокий уровень мастерства в техническом или объективном смысле, но низко оплачиваются на рынке труда. Наиболее известный пример тому — женский труд. Наоборот, работа может давать высокую оплату и статус по причине профсоюзных переговоров или стратегии "разделяй и властвуй", проводимой предпринимателями в отношении рабочей силы. Тогда котировки работ имеют мало сходства с фактическими различиями в мастерстве. Подобным же образом обилие "полуквалифицированных" видов труда относится к рабочим местам, которые не требуют обучения. Отсюда наблюдение о том, что "большинство рабочих демонстрирует более высокое мастерство, чтобы добиться работы, чем им необходимо для выполнения их задач".


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Словарные статьи, связанные с МАСТЕРСТВО

Кто из ученых занимался данным вопросом

Похоже, ни у кого не дошли до этого руки.

Книги, в которых есть упоминания о МАСТЕРСТВО