Социология в Украине

АПРИОРИ И АПОСТЕРИОРИ (a priori and a posteriori)

(Буквально "что прибывает прежде" и "что прибывает после") — РАЗЛИЧИЕ между видами утверждений или суждений по способу, которым мы приобретаем знание об их истинности. Таким образом, ИСТИННОСТЬ или ложность утверждения априори известна независимо от опыта или эмпирического доказательства (например, ОПРЕДЕЛЕНИЕ квадрата как наличие четырех равных сторон), а истинность утверждения апостериори устанавливается только путем рассмотрения на основе эмпирического опыта. В то ВРЕМЯ как многие философы-"рационалисты", особенно КАНТ, доказывали, что некоторые вещи могут и даже должны быть известны априори чисто из первичных принципов, противоположное течение — философский ЭМПИРИЗМ — считает наши идеи основанными только на "опыте" (Юм). Сравнительно недавно признали оба эти положения неудовлетворительными, ибо в философии либо знании нет фиксированной исходной точки или окончательного обоснования.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."


АПРИОРИ (от лат. a priori — изначально) — термин, означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию. Противопоставление Априори и апостериори особенно характерно для философии Канта, который, считая знание, полученное при помощи чувственных восприятий, неупорядоченным и недостоверным, противопоставлял ему в качестве условий достоверного знания априорные формы чувственности (пространство и время) и рассудка (причина, необходимость и так далее).


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с АПРИОРИ И АПОСТЕРИОРИ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о АПРИОРИ И АПОСТЕРИОРИ