Социология в Украине

КУЛЬТУРА МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (consumer culture)

1. Ориентация в современных капиталистических обществах на маркетинг и ПОТРЕБЛЕНИЕ товаров (услуг). 2. "Дифференцированно-статусная" и "сегментированно-рыночная" культура современных обществ, в которых индивидуальные вкусы отражают не только социальные характеристики (возраст, пол, занятость, ЭТНОС и т.д.), но и социальные ЦЕННОСТИ, а также индивидуальные образы жизни потребителей.
Хотя в прежние времена СОЦИОЛОГИЯ была склонна считать культуру массового потребления манипулируемой и стадиально управляемой, сегодня очевидно, что ни МОДЕЛЬ культурного манипулирования, ни модель индивидуального "потребительского СУВЕРЕНИТЕТА", предпочитаемая экономистами; сами по себе не могут адекватно отразить обозначаемые процессы. Как показал Фитерстоун (1990), в капиталистических обществах потребление (а) непрерывно поощряется с тем, чтобы поддерживалось производство и обеспечивался стимул к труду; (б) стало важным признаком статусного дифференцирования всех социальных групп; (в) является главным источником наших удовольствий и грез.
Все эти аспекты, надо полагать, включают сложные, подчас противоречивые отношения. С одной стороны, несомненно, новое манипулирование потребностями, например, элементами фиктивной "ностальгии" и "попурри", порожденными туризмом и промышленностью "наследия" (см. Роджек, 1993). С другой стороны, в соответствии с ТЕОРИЯМИ постфордизма производство все более ориентируется на нужды специалистов, расширяя культурное разнообразие, индивидуальный выбор и самовыражение. Таким образом, интерес к культуре массового потребления выдвинул "культурные вопросы на передний план" и стремится выйти за пределы чисто негативных оценок удовольствий потребления в прежних теориях массовой культуры.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Словарные статьи, связанные с КУЛЬТУРА МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о КУЛЬТУРА МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ