Социология в Украине

КОММУНИТАРНОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО (community саге)

Забота об индивидуумах в рамках общности в качестве альтернативы институциональной заботе или УХОДУ в учреждениях длительного пребывания. Его истоки связаны с душевными заболеваниями и критическим ОТНОШЕНИЕМ к институционализации 1950-х гг., которая привела в 1963 г. к выходу работы "Здоровье и благополучие: развитие коммунитарного попечительства". С тех пор термин применялся и к другим ГРУППАМ: детям и пожилым людям. В 1980-х гг. идеи данного вида попечительства были разработаны правительствами в качестве средства обеспечения поддержки возрастающего числа нуждающихся в нем людей. В Великобритании это направление зародилось в 1982 г. с ряда публикаций, но наибольшее значение имели "Зеленая книга" сэра Роя Гриффитса под названием "Коммунитарное попечительство: программа действий", приведшая к "Белой книге" в 1989 г., названной "Попечительство о людях: коммунитарное попечительство в следующем десятилетии и далее". В "Белой книге" коммунитарное попечительство определяется как средство обеспечения "услуг и поддержки, в которых нуждаются люди, столкнувшиеся с проблемами старости, душевных заболеваний, умственного расстройства или физической, чувственной неприспособленности и стремящиеся обрести способность жить по возможности независимо у себя дома либо в "домашних" общественных учреждениях". "Белая книга" признала также необходимость оказывать поддержку тем, кто осуществляет попечительство.
Другим важным значением "Гриффите рипорт" и "Белой книги" стала ФИЛОСОФИЯ, согласно которой коммунитарное попечительство должно обеспечиваться в контексте ПЛЮРАЛИЗМА благоденствия; то есть ГОСУДАРСТВО всеобщего благоденствия и местные власти не должны быть главными субъектами программы. Ее необходимо выполнять совместно с частными и добровольными ОРГАНИЗАЦИЯМИ. Хотя коммунитарное попечительство — альтернативное средство институциональной заботы (ведущее, как считалось, к зависимости), его подвергали критике в разных направлениях:
(а) нечеткость определения создает исследователям трудности в решении вопроса о том, является ли оно дихотомным в отношении институциональной заботы или же покоится на концепции достижения всеобщего благосостояния;
(б) вполне можно подразумевать, что оно — немного больше, чем забота, предпринимаемая родственниками, друзьями и соседями за небольшое вознаграждение или без него;
(в) феминистские социологи, в частности, признают его за отражение работы, выполняемой женщинами в семье и обществе; поднять общую заботу означает укрепить идеологию этой ее роли в обществе;
(г) источники его финансирования часто не определены, в связи с чем появляется возможность сокращения средств на всеобщее благосостояние.
Ряд эмпирических исследований показал, что большинство забот по уходу выполняют женшины, обычно дочери и невестки. Однако число мужчин-сиделок увеличилось за 1980-е гг., и некоторые авторы предсказывали дальнейший рост, поскольку многие женщины вынуждены "возвращаться на РЫНОК ТРУДА", чтобы устранить его нехватку в 21-м столетии, а также наряду с заботой о членах семьи получить оплачиваемую работу.
Поэтому цинично высказывание, будто бы коммунитарное попечительство — средство обеспечения благосостояния других при минимуме правительственных расходов. Проведение таких программ в других странах, в частности, в Швеции, доказало их преимущества в предоставлении нуждающимся людям возможйости жить с определенной степенью независимости в обществе, хотя эффективное выполнение программ может обходиться дороже институциональной помощи.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Словарные статьи, связанные с КОММУНИТАРНОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Нет ничего в словаре.

Кто из ученых занимался данным вопросом

Похоже, ни у кого не дошли до этого руки.

Книги, в которых есть упоминания о КОММУНИТАРНОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Нет ничего в библиотеке.