Социология в Украине

АНОМИЯ (anomie)

1. (Буквально "без норм" — ПОНЯТИЕ, внедренное в социологию ДЮРКГЕЙМОМ) состояние общества или личного отношения к обществу, в котором имеются слабый КОНСЕНСУС, недостаток веры в ЦЕННОСТИ или цели, а также утрата эффективности нормативных и нравственных рамок, регулирующих коллективную (индивидуальную) жизнь. 2. (Спецификация Роберта Мертона (1949) дюркгеймовской концепции) социальные ситуации и индивидуальные ориентации, несоответствующие определяемым культурой целям и доступностью институционализированных средств их достижения (например, социальные условия, при которых в США в период депрессии процветала организованная преступность).
Представление о природе человека у Дюркгейма покоилось на теории Томаса ГОББСА об отсутствии каких-либо "естественных" ограничений желаниям, амбициям или потребностям личности. Поэтому необходимы ограничения, имеющие социальное ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Аномия существует и приводит к несчастьям и общественному беспорядку, когда ОБЩЕСТВО не в состоянии установить рамки социальных норм. С точки зрения Дюркгейма, аномия есть "аномальная" социальная форма, результат неспособности полностью перейти от механической солидарности, характерной для досовременных обществ, к органической солидарности — отличительной черте современного общества. Дюркгейм усматривал в аномии разлагающее воздействие на общество. Так, анемическое РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА имелось потому, что рабочие места распределялись не в соответствии со способностями. В более широком контексте экономическая ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в таких обществах осталась, по существу, нерегулируемой.
В "Самоубийстве" (1897) Дюркгейм хотел продемонстрировать корреляцию между числом самоубийств и аномическими социальными ситуациями, в частности, разводами. Надо отметить, что аномия может быть и результатом восходящей кривой социального ожидания (например, быстрого обогащения или новых возможностей), хотя более очевидна для неблагоприятных условий.
Заново сформулированное Мертоном, ПОНЯТИЕ аномии стало применяться в исследовании девиации. Мертон доказывает, что всякий раз, когда имеется разрыв между определенными культурой целями и одобренными обществом средствами, доступными личностям или ГРУППАМ, возможны четыре логических ответа.
Аномия. Типология Мертона:
(а) "инновация", то есть ПРЕСТУПЛЕНИЕ или другие социально-осуждаемые средства достижения одобренных целей;
(б) "ритуализм", то есть попытки добиться одобренных средств без перспективы или ожидания успеха;
(в) "ретреатизм", то есть просто выбор;
(г) "восстание", то есть стремление изменить систему.
Если подход Дюркгейма к аномии можно рассматривать как результат нравственного КОНСЕРВАТИЗМА, смешанного с социальным радикализмом, то Мертон показывает, каким образом аномия может быть источником социальных изменений, а также проблем.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

От французского anomie — буквально, беззаконие, безнормность. Такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Теорию Аномии ввел в социологию Дюркгейм как часть своей историко-эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традиционного» и современного промышленного обществ. Необходимое условие Аномии — расхождение между двумя рядами социально порождаемых явлений: потребностями, интересами и возможностями их удовлетворения. Предпосылкой цельной, неаномической личности, по Дюркгейму, является устойчивое и сплоченное общество. Современное же промышленное общество, полагал он, постоянно воспроизводит Аномии в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образцов поведения. Это ставит многих людей в неопределенное социальное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту в нем отклоняющегося и саморазрушительного поведения. Одна из главных социально-исторических причин Аномии — уничтожение или утрата прежних функций институтами и группами, промежуточными между индивидом и государством. С точки зрения теории человеческого поведения дюркгеймово понятие Аномии включает два аспекта: один относится к обеспеченности действия определенными целями, другой — к тому, насколько эти цели реализуемы (они могут быть ясны, но недоступны). Отсюда две разные линии теоретического применения понятия Аномии. Если в Аномии видят первый аспект (условно — «безнормность»), то рассуждают в контексте понятий «отчуждение», «социальная интеграция и дезинтеграция», «слабая социализация» и тому подобное. Второй аспект («конфликт норм в культуре») разработал Мертон, сделав важнейший после Дюркгейма вклад в теорию Аномии. По Мертону, Аномия — результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями (например, денежно-материальным успехом) и законными, институциональными средствами их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь навязанных обществом целей «нормальными», им же установленными средствами. При Аномии, даже если существует понимание общих целей, отсутствует общее признание правовых и моральных способов действия, которые ведут к этим общим целям. Люди приспосабливаются к состоянию Аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом (подчиняющимся поведением), либо различными видами отклоняющегося поведения (ритуализм, уход от мира, мятеж), в которых отвергаются или цели, или средства, или то и другое вместе. Концепция Мертона нашла применение в социологии права, преступности и в других практически важных областях.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с АНОМИЯ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о АНОМИЯ