Социология в Украине

КЛАССОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (class imagery)

Понятия и представления социальных акторов о КЛАССЕ, классовой структуре, а также о распределении власти.
Среди многих эмпирических исследований классовых отношений и представлений большая часть касалась рабочего класса ручного труда. В 1950-е и особенно в 1960-е гг. разные ученые, не только из числа социологов, заинтересовались изучением воздействия изменения образа жизни, в частности, модели семьи и трудовых отношений, на "традиционные" сообщества рабочего класса. Заметный вклад внесли влиятельные североамериканские и европейские ученые: Чиной (1955), Попиц и др. (1957). В британской социологии к их числу относятся Абрамс (1960) и Цвейг (1961), но классической стала работа ЛОКВУДА "Источники изменения в представлениях рабочего класса об обществе" (1966, переизданное вместе с рядом статей по данной теме в 1975-м).
Статья Локвуда вызвала серьезное изучение супружеских отношений (Ботт, 1957), включая "социальные представления". Ботг заключила, что ее респонденты так различали "модели" общества: "властная" (а также "их" и "наша"), разделенная на два довольно устойчивых противоположных класса ("рабочий" и "средний" классы), и "престижная", в которой классовая СТРУКТУРА составлена намного большим числом групп, выстроенных в иерархию по ПРЕСТИЖУ. Причем предпочтение одной или другой можно было бы объяснить результатом "первичного социального опыта" людей. Локвуд опирался на эти идеи в определении трех ТИПОВ "социального сознания" рабочего класса в зависимости от занятости и структуры общества:
(а) традиционный "пролетарский" рабочий, например, шахтер-угольщик, докер и судостроитель, имеет "властную МОДЕЛЬ" общества, то есть такую, где рабочие весьма обязательны в отношении и к своему труду, и к товарищам по работе, а живут в замкнутых, гомогенных общинах;
(б) традиционный "послушный" рабочий признает за традиционной элитой право на руководство и принимает "иерархически престижную" модель класса; таковыми обычно являются рабочие мелких "семейных" фирм или занятые в сельском хозяйстве, состоящие в патерналистских отношениях найма и пребывающие в неизменной статусной иерархии в более широком сообществе ГОРОДА или деревни;
(в) "приватизированный" рабочий понимает классовые различия с точки зрения "денежной модели" общества и считается более "сосредоточенным на доме", чем коллективно ориентированные, и более "инструментальным" в отношении работы и политики.
Впоследствии данный подход был расширен рядом эмпирических исследований, в частности состоятельного рабочего (Голдторп, Локвуд и др., 1968 а и Ь, 1969).
Несмотря на общепризнанную ценность подхода Локвуда, современные работы в целом показали более сложную и противоречивую картину. В частности, Локвуд подвергся критике за игнорирование половых и расовых проблем. Полларт (1981), в частности, отметила, что классовые представления фабричных рабочих-женщин часто являются "двойственными" и постоянно покоятся на гендерных ролях и властных отношениях, связанных с половыми различиями. Другие авторы указали на недостаточное внимание к общим структурным и теоретическим проблемам классового формирования и развития. Говард Ньюбай в исследовании сельскохозяйственных рабочих (1979) утверждал, например, что ошибочно рассматривать "различие" как единственную ориентацию. Оно в значительной мере изменчиво по форме и по "властному" отношению, причем "классовые представления" не являются первостепенными. Для всех этих авторов сильная сторона в вопросе классовых представлений, в отличие от обширной литературы о классовом сознании, заключается в попытках эмпирического отражения существующих образов сознания у рабочего класса.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Словарные статьи, связанные с КЛАССОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о КЛАССОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ