Социология в Украине

КЛАССОВОЕ СОЗНАНИЕ (class consciousness)

Осознание членами социального КЛАССА общих интересов, основанных на собственном классовом положении и находящихся в противоречии с интересами других классов. Термин ассоциируется прежде всего с МАРКСИЗМОМ и часто либо связан с процессами, способствующими развитию классового сознания в среде ПРОЛЕТАРИАТА, либо с обсуждением вопроса о том, почему такое Сознание не развилось. Основное РАЗЛИЧИЕ проводится между "классом в себе" — объективной основой классовых интересов, и "классом для себя" — осознанием этих интересов. Главная идея состоит в том, что для их выражения и реализации появляются или должны появиться совокупности ценностей и убеждений, а также политическая ОРГАНИЗАЦИЯ. Что касается рабочего класса, то некоторые аспекты его труда и условий жизни (эксплуатация, ОТЧУЖДЕНИЕ, периодическая массовая БЕЗРАБОТИЦА и БЕДНОСТЬ и т.д.) рассматриваются как факторы, облегчающие понимание общего положения и побуждающие к коллективному ответу. Большинство марксистов, однако, соглашаются с возможностью достижения лишь ограниченных понимания и набора целей. ЛЕНИН, например, в очень известной брошюре (1902) писал: сам по себе рабочий класс может вырабатывать только "экономистское" сознание, ограниченное требованиями улучшения оплаты и условий труда в рамках капиталистической системы. Подобно многим другим марксистам, он был заинтересован в ниспровержении капитализма, а не в его реформировании и поэтому утверждал, что революционная партия ("авангард") необходима для превращения тред-юнионистского сознания в политическое "революционное сознание" и ДЕЙСТВИЕ. Постоянной темой в марксистских произведениях о пролетариате являлся вопрос о том, почему "революционное классовое сознание" так и не развилось в среде рабочего класса наиболее развитых капиталистических государств. В 1920—30-х гг. ЛУКАЧ и ГРАМШИ провели критические анализы "незрелого" марксизма, подчеркнув теоретические и культурные факторы, препятствовавшие появлению "истинного" сознания или способствовавшие развитию лжесознания.
Обширная литература имеется также о классовом имидже — фактическом образе класса, которым обладают социальные акторы. В то же самое ВРЕМЯ социолога взялись за проблему ограничений и возможностей понятия "классовое сознание" в смысле, приданном ему Марксом. Эта тема лежит в основе дебатов о новом рабочем классе. По мнению МАННА (1973), можно найти классовое МИРОВОЗЗРЕНИЕ, а также групповую солидарность, но "довольно маловероятно", что рабочий класс способен самостоятельно выработать альтернативное представление о новом обществе. Подобный социологический подход пытается сделать больше, чем просто повторить вывод Ленина 70-летней давности, оперируя ПОНЯТИЕМ "сознание рабочего класса" и идентифицируя его с четырьмя элементами:
(а) "классовой ИДЕНТИЧНОСТЬЮ" — ОПРЕДЕЛЕНИЕМ самого себя как рабочий класс;
(б) "классовой противоположностью" — определением противостоящего (капиталистического) класса;
(в) "классовой целостностью" — вместе взятыми пунктами (а)и (б), то есть "объединением в целом";
(г)альтернативным представлением об обществе. Согласно Манну, британские рабочие обычно ограничены п. (а) и лишь иногда включают п. (б).


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Словарные статьи, связанные с КЛАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о КЛАССОВОЕ СОЗНАНИЕ