Социология в Украине

АНИМИЗМ (animism)

Вера в то, что явления природы, на­пример, горы или растения, обладают духом или жизненными силами и что происходящее в мире есть результат их воздействия.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

От латинского anima — дух, душа. Вера в души и духов, влияющих на жизнь человека, животных и окружающий мир. Анимизм предполагает приписывание человеческих качеств неодушевленным предметам, растениям или животным, которые эти признаки непосредственно не обнаруживают. Дерево может оказаться враждебным, а рыба, скажем, доброжелательной. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Тэйлором для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Анимизм, по определению Тэйлора, — это «минимум религии». Анимистические представления возникли на заре истории. Однако в принципе они свойственны любой религии. Анимистические образы — это души умерших предков, живых людей, олицетворение сил природы. Особенно разнолики и многочисленны духи природы. Духи стихий воспринимались как добрые и злые, созидательные и разрушительные. Анимизм связан с жертвоприношениями, сопряжен с верой во множественность душ и в «телесные» души. Поначалу это понятие использовалось для выражения пантеистической концепции «мировой души», но затем оно стало антропологическим термином, обозначающим установки примитивной религии. Со временем из веры в духов и души рождаются обобщенные понятия для обозначения сверхъестественных свойств вещей или людей типа «мана», «оренда», позднее — «благодать» в христианстве. Элементы Анимизма прослеживаются и в современных мировых религиях.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с АНИМИЗМ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Похоже, ни у кого не дошли до этого руки.

Книги, в которых есть упоминания о АНИМИЗМ