Социология в Украине

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (analytical philosophy)

Общий термин для ТИПА философии, основанной на аналитической логике, которая враждебна метафизическим спекуляциям. Он происходит от английского "эмпиризма" ЛОККА, Юма и Милля через ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ "Венского кружка" и "логический атомизм" раннего ВИТГЕНШТЕЙНА и Рассела. Как правило, сюда также включается ФИЛОСОФИЯ обыденного языка, отличающаяся многими методами изучения языка в процессе использования. Эти более поздние варианты аналитической философии часто называются лингвистической философией.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Широкое и довольно разнородное течение 20 в., объединяющее различные группировки, направления и отдельных философов, которые усматривают задачу философии в анализе языка с целью прояснения содержания проблем, традиционно считавшихся философскими. Предполагается, что анализ должен заменить нечеткое выражение проблемы в языке такой формулировкой, которая демонстрировала бы действительную суть проблемы. В этом случае соответствующая проблема, выступавшая как философская, может оказаться либо псевдопроблемой, либо носить логико-лингвистический характер, либо предполагать конкретное содержательное исследование. Аналитическая философия получила распространение главным образом в США и Великобритании, отдельные ее представители и группы имеются в Скандинавских странах, в Австралии и других странах. Внутри Аналитической философии можно выделить два направления: философию логического анализа, которая в качестве средства анализа применяла аппарат современной математической логики, и лингвистическую философию, отвергавшую логическую формализацию как основной метод анализа и занимавшуюся исследованием типов выражений в естественном, обыденном языке, в том числе когда он применяется при формулировке философских понятий. Единые в своих претензиях совершить «революцию в философии», оба эти течения выражают, однако, различные умонастроения: в то время как философия логического анализа считает себя философией науки и представляет линию так называемого сциентизма в современной философии, сторонники философии лингвистического анализа выступают против какого-либо культа научного знания и оказываются адептами «естественного» отношения к миру, выраженного в обыденном языке. Историко-философские корни Аналитической философии — в логической традиции Аристотеля, традиции британского эмпиризма и номинализма, отчасти кантовской философии. Непосредственно возникновение Аналитической философии было подготовлено новыми тенденциями в развитии науки на рубеже 19—20 вв. Изначально она тесно связана с логико-математическим знанием. Первые представители Аналитической философии (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Ф. Рамсей и другие) были одновременно и крупнейшими специалистами в области математической логики. Они разрабатывали программу глубинного логического анализа языка, который противопоставляли «поверхностному» подходу лингвистической науки. Особое внимание уделялось выявлению логической формы тех языковых средств (например, обозначающих фраз), применение которых приводит к всевозможным заблуждениям и парадоксам, имеющим философское значение. Создавались проекты разработки синтаксически и семантически точного («совершенного») языка, который мог бы способствовать прогрессу научного знания. В определенный период (20— 40-е гг.) для Аналитической философии характерны претензии на роль методологии всего научного знания (включая общественные науки), способствующей его унификации. В этом плане ей были присущи неопозитивистские черты, феноменалистическая гносеология. Одной из главных проблем Аналитической философии становится проблема значения, которую первоначально трактовали в «традиционном» смысле как проблему обозначения (именования) языковыми средствами отдельных объектов (материальных или идеальных, а также ментальных состояний). Исследовались конкретные способы указания (референции) различных видов слов на свои объекты. В связи с этим ставился и общий вопрос об отношении языка и реальности. В дальнейшем (начиная с 30-х гг.) происходило расширение проблематики значения за счет перехода к логико-лингвистическому анализу общеупотребимых форм выражения, учету прагматических аспектов языка. Статичный подход сменяется динамичным подходом к значению как к функциональной характеристике употребления слов и выражений естественного языка. Первостепенно важным признается анализ целостных ситуаций речевой коммуникации людей («языковые игры», «речевые акты» и тому подобное). В связи с этим обращается внимание на способы выражения в языке различных психических состояний, ставится вопрос о возможности познания «чужих сознаний» и о логико-лингвистических критериях личного тождества. К началу 60-х гг. Аналитическая философия окончательно преодолевает свое прежнее негативно-критическое отношение к традиционной философской проблематике («метафизике»), настаивая лишь на максимальном уточнении тех или иных понятий и экспликации логической структуры философских доказательств. В последние годы Аналитическая философия все больше выполняет роль универсальной философской доктрины, способной ассимилировать идеи других философских направлений. Концептуальное ядро Аналитической философии, как правило, составляют научные программы, вырабатываемые в аналитической философии языка, а «периферию» — другие аналитические дисциплины: «философия сознания», «философия действия», «философия образования», «философия морали», «философия логики» и прочее. Аналитическая философия распространяет свои методы на новые предметные области (например, на проблематику искусственного интеллекта), осваивает социокультурную проблематику, попрежнему делая основной акцент на логико-лингвистической стороне рассматриваемых вопросов. В различных странах она сохраняет свои национальные особенности. Например, Аналитическая философия в США (У. Куайн, Н. Гудмен, Д. Дэвидсон, X. Патнэм и другие) свойственна прагматистская ориентация, Аналитическая философия в Австралии и Новой Зеландии (Д. Смарт, Д. Армстронг, Д. Маки) принимает форму «научного реализма» (материализма), британская Аналитическая философия больше ориентирована на логико-семантические проблемы (П. Стросон, М. Даммит, Д. Уиггинс, Д. Пёрс).


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ