Социология в Украине

ИНТЕЛЛЕКТ (intelligence)

Умственная способность человека или потенциал рациональной мысли и поведения. Природа и измерение интеллекта — одна из наиболее дискуссионных тем в социальных НАУКАХ. Основной вопрос касается того, что мы обозначаем данным ПОНЯТИЕМ. Ранние теории принимали очень узкий диапазон когнитивных способностей — абстрактное рассуждение, понимание и память — хотя и делали акцент на существовании общего фактора интеллекта, присущего всем видам мастерства (например, Спирмен), противопоставляя его множеству различных первичных умственных способностей (например, Терстоун). Современные ученые склоняются к расширению понятия, чтобы охватить практические решения проблем и творческий потенциал.
Второй вопрос — то, в какой мере интеллект наследуется биологически или приобретается в результате опыта среды и социализации. Для его прояснения было изобретено множество методов, включая изучение идентичных близнецов и приемных детей, но соотношение воздействия наследственности и окружающей среды остается невыявленным.
Важное значение для образовательных процессов имеют модели характера интеллекта. Одна из них находит выражение в когнитивных ТЕОРИЯХ развития, подчеркивающих РОЛЬ интеракции между унаследованным потенциалом и влиянием среды. Этот подход иллюстрируется в работах ПИАЖЕ (1932) и Брунера (1968), где оба автора идентифицируют качественно разные стадии умственного развития и усвоения. Они оказали значительное влияние на структуру образования в последние десятилетия.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Словарные статьи, связанные с ИНТЕЛЛЕКТ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ИНТЕЛЛЕКТ