Социология в Украине

ИДЕАЛИЗМ (idealism)

1. (Философия) учение, утверждающее, что мир, с которым мы сталкиваемся, частично или полностью является конструкцией идей. 2. (Социология) доктрина, согласно которой СОЦИОЛОГИЯ должна давать объяснения, прежде всего обращаясь к субъективным и осознанным усилиям людей.
В философии Идеализм — одна из двух основных возможностей, возникающих при рассмотрении отношений между РАЗУМОМ или субъектом и миром или объектом. Для познания мира субъектом идеализм предполагает руководствоваться идеями либо ТЕОРИЯМИ, формирующими мир так, как он воспринимается или мыслится. Это означает оценку его эпистемологической противоположности, ЭМПИРИЗМА, как наивного в утверждении о том, что чувственный опыт — единственный источник достоверного знания, а разум изначально является бессодержательным и пассивным.
Согласно идеализму ПЛАТОНА, объекты мира были несовершенными версиями идеальных объектов, составлявшими их сущность. Современный идеализм происходит от КАНТА и Гегеля. Кант доказывает двухстороннее ОТНОШЕНИЕ между разумом и миром, причем первый придает универсальные формы, посредством которых субстанциальный и ЭМПИРИЧЕСКИЙ мир может восприниматься и осмысливаться. Это ведет к тому, что объективно существующий внешний мир, не структурированный разумом, — непознаваем и что имеется понимание, но не знание разума самого по себе — "номинального", и оно не структурировано формами, которые делают возможным эмпирическое ПОЗНАНИЕ, например, пространства, времени и причинности. ГЕГЕЛЬ, отвергая кантовский непознаваемый "мир в себе", достигает полностью идеалистического согласования разума и субъекта как по существу социальных и исторических и одновременно мира, каким он сам себя создал или постулировал в последовательных КАТЕГОРИЯХ разума и субъекта. Он предпринимает ревизию логики, с миром, который сам по себе (а не просто "разумом") задуман как последовательность аргументов.
Идея о том, что скорее разум конструирует мир, чем наоборот, наиболее очевидна в широком спектре социологических теорий, воспринимающих СОЦИАЛЬНЫЙ мир как результат осознанной деятельности человека, обязательно предполагающей мышление и "идеи". "Люди" являются "субъектами", хорошо осведомленными о ситуациях, в которых находятся, и обдумывающими свои действия. ОБЪЯСНЕНИЕ деятельности обязательно предполагает ссылку на эту осмысленность и "интерпретирует осмысление" действий ОБРАЩЕНИЕМ к намерению, мотиву и разуму.
Наиболее значительному критическому анализу смысл 1 подверг МАРКС, предпринявший попытку "материалистически" развить Гегеля, поставив его на ноги. Форма социальной истории и развития определяется не последовательными постулированиями "идей", то есть основополагающими движениями разума в непрерывном ряду "духов" определенных "эпох", но одним лишь спектром социальных сил, особенно экономических. По Марксу, именно экономические изменения лежат в основе всех идеологических изменений. Этот акцент на социально-экономический фундамент он оценивает как новую форму МАТЕРИАЛИЗМА, сохраняющую, однако, многое от "диалектики" Гегеля.
Недавняя дискуссия по реставрации "материализма" расширила критический анализ Марксом смысла 2, подчеркнув "материальные" аспекты субъективности, в частности, ее построение в социальном контексте, в противоположность идеалистическому субъекту. При этом "субъект" и "объект", "разум" и "мир" построены по существу в социальном и подсознательном симбиозе и внедрены в социальную практику.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Словарные статьи, связанные с ИДЕАЛИЗМ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ИДЕАЛИЗМ