Социология в Украине

ДИСКУРС и ДИСКУРС-ФОРМИРОВАНИЕ (discourse and discourse formation)

"Научный" язык(и) и язык специалистов, а также выражаемые идеи и социальные результаты, которые, согласно ФУКО, должны считаться главным явлением социальной власти, а не просто способом описания мира. Например, в результате медицинского и научного дискурса(ов) понятия СЕКСУАЛЬНОСТЬ или БЕЗУМИЕ, а также СОЦИАЛЬНЫЙ подход к ним глубоко изменились в 20-м столетии по сравнению с предшествующим "ненаучным" представлением. Важный аспект концепции Фуко заключается в том, что социальные явления находятся внутри дискурса и что нет никаких явлений вне его рамок.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Французский discours, от латинского discoursus — рассуждение, довод. Понятие современной лингвистики, семиотики и философии, получившее широкое распространение в англо- и особенно франкоязычных странах. Его легче описать, чем определить. Означает речь, выступление, рассуждение. В русском языке, как и во многих европейских языках, нет эквивалента Дискурсу. Переводится как дискурс, дискурсия, речь, слово, язык, текст, рассуждение. Предметом теоретического изучения это понятие стало относительно недавно. Основоположник современной лингвистики Ф. де Соссюр редко пользовался термином «Дискурс», поскольку считал язык единственным объектом лингвистики, противопоставляя его речи, понимаемой как практическая реализация языка. Напротив, его последователи уделяли Дискурсу возрастающее внимание. Например, Э. Бенвенист почти не употребляет термина «речь», предпочитая ему Дискурс. Э. Бюиссанс включает в соссюровскую дихотомию язык/речь третий член — Дискурс, располагая его между языком и речью и наделяя опосредствующей функцией. Язык при этом выступает как абстрактная система знаков, Дискурс — как определенные комбинации, с помощью которых говорящий использует язык, а речь — как сам механизм речевой деятельности. Последующие исследования конкретизировали концепцию Дискурса. Традиционно лингвистика ограничивалась изучением слова и фразы. Взаимодействие с другими гуманитарными науками — семиотикой, социологией, психологией — вывело ее за пределы исследования фразы, в ее предмет была включена новая составляющая: Дискурс. Начало этому положила статья американского лингвиста 3. Харриса «Анализ дискурса» (1952). При новом подходе фраза является простым высказыванием, а Дискурс — сложным высказыванием, состоящим из нескольких фраз. Ж.-К. Коке определил Дискурс как «трансфразовое измерение» языка. Теперь в лингвистике и семиотике появилась новая дисциплина — дискурсивный анализ. Французские семиотики А. Греймас и Ж. Куртес находят соответствие между Дискурсом и выдвинутым советскими семиотиками (Ю. Лотман и другие) понятием «вторичные моделирующие системы», которые строятся на основе «первичной моделирующей системы», каковой является естественный язык. Дискурс имеет как сходство, так и отличие от языка и речи. С речью его сближает то, что он также является процессом и деятельностью. Однако в отличие от речи Дискурс предполагает систему, он обладает свойством целостности, имеет специфическую внутреннюю организацию, форму, к нему применимы понятия вида, типа, жанра и стиля. Свойство системности сближает Дискурс с языком. Однако язык является абстрактной универсальной макросистемой, тогда как Дискурс — конкретной мини-системой. Дискурс — это речь, наделенная социокультурным измерением, или язык, преобразованный говорящим субъектом и включенный в конкретный социокультурный контекст. Дискурс является видом словесности, его типология включает религиозный, политический, литературный, философский и другие дискурсивные жанры. Понятия Дискурса и дискурсивного анализа нашли широкое применение в гуманитарных науках. Историки используют их при изучении архивных документов. Социологи и психологи — при анализе разного рода анкет, интервью и бесед. Р. Барт положил начало применению дискурсивного подхода в литературоведении и критике. Фуко рассматривает через призму языка и Дискурс эволюцию всей западный культуры, уделяя особое внимание истории, науке, литературе и философии. Исторически Дискурс выступал в самых различных значениях, формах и жанрах. Конкретными его примерами являются тронная речь короля по поводу какого-либо торжественного события; вступительная речь (слово) или заключительная речь (слово) при открытии и закрытии научного или иного конгресса; речь по случаю приема в академию или получения высокой премии. П. Ронсар, французский поэт эпохи Возрождения, назвал свой сборник поэм «Дискурсы». Известный труд Декарта «Рассуждение [дискурс] о методе» был написан как предисловие к трем другим его работам. Свою речь «Рассуждение о стиле» Бюффон произнес в связи с его приемом во Французскую академию, где он дал известное определение: «Стиль — это сам человек». Работа современного немецкого философа Хабермаса «Философский дискурс модерна» (1988) написана как теоретическое введение к другой его работе и представляет собой двенадцать лекций, прочитанных им в одном из университетов.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ДИСКУРС и ДИСКУРС-ФОРМИРОВАНИЕ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ДИСКУРС и ДИСКУРС-ФОРМИРОВАНИЕ