Социология в Украине

ДИАЛЕКТИКА (dialectic)

1. (Первоначально) означение логики и/или метафизики (Уильямс, 1976). 2. (В немецкой идеалистической философии и в МАРКСИЗМЕ) процесс высказывания суждений, обсуждение разногласий и ДОСТИЖЕНИЕ согласий в дискуссии, в ходе которой разрешаются концептуальные и/или реальные всемирные противоречия.
Формальная ЛОГИКА согласно строгим правилам допускает аргументы, в которых выводы содержатся в начальных предпосылках. Однако со времен СОКРАТА мыслители стремились глубже познать подлинную сущность творческих аргументов, содержащих в виде выводов подлинную новизну. Сократ рассуждал методом возражения своим собеседникам, увеличивая их неуверенность, расширяя понимание и подстрекая их «сдвинуть землю». В 18—19-м столетиях попытка учредить индуктивную логику преследовала цель выйти за пределы формализма стандартной дедуктивной логики. Однако именно КАНТ и ГЕГЕЛЬ первыми сформулировали альтернативную диалектическую логику, благодаря которой метафизические и, по Гегелю, реальные противоречия мира преодолеваются в ходе "всемирной истории", реализуя более унифицированную "истину". Например, протестант сохраняет католика в своем самопознании, от чего желает избавиться, и его форма частично зафиксирована в этом отрицании. Подход Гегеля был воспринят в марксизме и в диалектическом МАТЕРИАЛИЗМЕ. Но сведение диалектики к содержанию "диалектических законов природы" обычно считается неправильной интерпретацией: противоположностью сосредоточения на появлении нового. ПОНЯТИЕ диалектики в последнем смысле сохраняется, однако, в более открытых концепциях отрицания и отрицательности, в частности, в творчестве франкфуртской школы критической теории.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

От греческого dialegomai — веду беседу, рассуждаю. Первоначально в античности этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает «Диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством Диалектики. Развитие Диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В средневековой философии — схоластике — Диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время Декарт и Спиноза (первый — в своей космогонии, второй — в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того, — противоречия в общественном сознании («Племянник Рамо»). Важнейшим этапом в развитии Диалектики стал немецкий классический идеализм. Лейбниц выдвинул учение о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания. Кант сформулировал учение об антиномиях. Однако Диалектика разума, по Канту, — иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием только явлений. Позже в теории познания (в «Наукоучении») Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащих важные диалектические идеи. В немецком классическом идеализме Диалектику начинают понимать как учение о развитии не только понятийного мышления, но и всей действительности в целом. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы. Идеалистическая Диалектика Гегеля впервые позволила представить весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделать попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. В отличие от абстрактных определений рассудка Диалектика, по Гегелю, есть такой переход одного определения в другие, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому Диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость...». Результат Диалектики Гегеля далеко превзошел то значение, которое ей отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу которого русские и некоторые другие революционные демократы восприняли Диалектику Гегеля как «алгебру революции» (Герцен). Маркс и Энгельс, отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, построили Диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. Маркс особо подчеркивал революционно-критическую сущность Диалектики, ибо в понимание существующего она вкладывает необходимость его отрицания.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ДИАЛЕКТИКА

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ДИАЛЕКТИКА