Социология в Украине

ДЕТЕРМИНИЗМ (determinism)

1. Предположение о возможности гипотетического всеведущего наблюдателя предсказать результаты одновременно t + 1, ... t + к и т.д. на основе знания времени t. Классики социологии (например, КОНТ) часто принимали такое детерминистское представление о социальных СТРУКТУРАХ и считали вероятным предсказывать их будущее, по крайней мере в принципе, на основе современного состояния. 2. Менее категоричное утверждение о том, что ничто не происходит без причины. Но поскольку в социальной науке социальные акторы могут иметь сомнительные или непостоянные предпочтения, способные изменять социальные результаты, концепция универсальной причинности, которая рассматривает предпочтения в качестве "причины", не может автоматически принимать предсказуемость, даже в принципе.
И в физических НАУКАХ (например, так называемый индетерминизм в квантовой механике) предсказуемость не всегда уместна. Большинство таких внешне простых явлений, как падение листа, предсказуемо в принципе, но на практике на них действует множество переменных.
Там, где социальные системы высоко структурированы и результат индивидуального поведения какого-либо актора оказывает малое влияние или вовсе никакое независимое на макроструктуру системы, развиваются относительно детерминистские "структурные" ОЦЕНКИ социальной действительности, например, исследование МАРКСА о механизме конкуренции на "совершенном рынке". Но там, где и выборы акторов, и социальные результаты проявляются в поведении и в структуре "неопределенно", часто предлагаются модели на основе степени фактического индетерминизма, то есть объяснения скорее в смысле 2, чем в смысле 1. Оценки последнего РОДА не должны рассматриваться как "ненаучные" — скорее они способствуют объяснению.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

От латинского determino — определяю, determinare — ограничивать. 1. Термин, служащий для обозначения любого учения, признающего обусловленность, определяемость (детерминированность) всех явлений в мире, включая и человека с его внутренним, субъективным, духовным миром, некоторой первичной, субстанциальной реальностью (например, Богом — теологический Детерминизм или природой — натуралистический, космологический Детерминизм и другие). Однако чаще с понятием Детерминизма связывают философское учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира, их универсальной, закономерной взаимосвязи и взаимозависимости. В таком смысле концепция Детерминиза противостоит не только индетерминизму (отрицающему универсальный характер принципа причинной обусловленности и признающему существование в некотором роде абсолютной случайности и свободы в мире), но и различным фаталистическим и провиденциалистским концепциям, связывающим процессы обусловливания, детерминирования явлений мира с деятельностью различного рода эзотерических субстанций (судьбы, фатума, рока и так далее). Философский Детерминизм, сформулированный еще древнегреческими материалистами-атомистами, сыграл выдающуюся роль в развитии науки нового времени и сам, в свою очередь, проделал сложную эволюцию в своем развитии под влиянием достижений науки и общественной практики. Долгое время Детерминизм был частью общих материалистически-механистических представлений о мире и процессе его познания, сложившихся в естествознании 17—18 вв. и господствовавших в нем, по существу, до конца 19 в. В рамках этих представлений мир рассматривался как гигантский механизм, все действия которого строго однозначно детерминированы в своем появлении и изменении чисто материальными причинными взаимодействиями и в конечном счете законами механики Ньютона. Ум, которому было бы доступно знание всех координат и скоростей существующих в мире тел и который был бы способен произвести соответствующие математические вычисления, мог бы точно предсказать будущую судьбу мира (и любого явления в нем), как, впрочем, определить и его прошлое состояние. В таком мире нет места не только произволу или провидению, но и случаю, возможности, вероятности и так далее (концепция абсолютного или лапласовского Детерминизма). Но уже с середины 19 в. стали возникать концепции (статистическая физика, теория естественного отбора Ч. Дарвина в биологии), которые выходили за рамки такого представления о мире. В этих фундаментальных естественно-научных теориях при описании и объяснении соответствующих природных явлений все более существенная роль стала отводиться как раз понятиям случая (случайности), возможности (потенции), вероятности, целесообразности и другим. А в 20 в. создание такого рода концепций приобрело характер неудержимого потока (квантовая механика в физике, генетика и синтетическая теория эволюции в биологии, теория информации, кибернетика, синергетика и другие), что поставило науку и научную философию перед необходимостью выработки принципиально новой картины мира. В этих условиях концепция лапласовского Детерминизма стала трансформироваться в концепцию общего (или диалектического) Детерминизма. Ее разработка идет по многим направлениям, но главный является учет моментов неопределенности, случайности, вероятности и другие, объективно присущих явлениям мира (природного, социального, духовного), и наличия многообразных форм закономерного обусловливания явлений на разных уровнях организации универсума. В частности, отечественными философами (И. Т. Фролов и другие) была выдвинута концепция органического Детерминизма как специфической формы закономерного обусловливания явлений живой природы. М. Бунге предложил одну из первых классификаций форм детерминации, в которой наряду с классической причинной детерминацией (или причинностью) выделяются также: 1) количественная самодетерминация последующего (состояния системы) предшествующим (состоянием); 2) механическая детерминация последующего предшествующим с прибавлением действующих причин и взаимных действий; 3) статистическая детерминация конечного результата объединенным действием независимых сущностей; 4) структурная (или холистская) детерминация частей целым; 5) телеологическая детерминация средств целями или задачами; 6) диалектическая детерминация или качественная самодетерминация всего процесса внутренней «борьбой» существенных противоположных сторон, или компонентов, системы и, наконец, 7) взаимодействие, или детерминация следствия взаимным действием двух (или более) сущностей. В настоящее время концепция общего Детерминизма дополняется и углубляется такими идеями, как глобальный эволюционизм, принцип системной организованноети и концепция уровней (или слоев) бытия. На этой основе по-новому ставятся и решаются такие традиционно сложные для детерминистского мировоззрения проблемы, как телеология живого или природа свободной, целе- и ценностно-ориентированной деятельности человека. Следует только подчеркнуть, что работа по созданию такой целостной теоретической концепции общего Детерминизма еще только начата и на сегодня намечены лишь самые приблизительные контуры ее возможного содержания. 2. В специальных науках Детерминизм, детерминацию до сих пор нередко понимают как синоним постоянной и строго однозначной связи. Именно в таком смысле говорят о «детерминированных процессах», «детерминированных механизмах», «детерминированных уравнениях» и так далее. Во всех этих случаях имеются в виду процессы, поддающиеся строго однозначному описанию и предсказанию. Наличие же в поведении систем, объектов и механизмов элементов вероятности, неопределенности квалифицируется в таком случае как отсутствие Детерминизма (индетерминизм в техническом смысле слова).


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ДЕТЕРМИНИЗМ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ДЕТЕРМИНИЗМ