Социология в Украине

ДЕКОНСТРУКЦИЯ (deconstruction)

Постструктуралистское интеллектуальное движение, особенно влиятельное во Франции и в США с начала 1960-х гг. Термин особенно связан с творчеством французского философа Жака Дерриды, разработавшего критические анализы в области феноменологии, соссюрианской лингвистики, структурализма и лаканианского ПСИХОАНАЛИЗА.
ДЕРРИДА утверждает, что язык является непостоянной средой, которая ни в каком значении не может непосредственно нести смысл или истину. Он привлек внимание к способам зависимости западных философий от метафоры и метафорической риторики в построении "происхождения", "сущности" или двойных концептуальных систем — природа/культура, мужское/женское, РАЦИОНАЛИЗМ/ иррационализм) — где один из терминов — привилегированная НОРМА, устанавливающая институционализирующуюся затем иерархию значений. Замысел деконструкции состоит в том, чтобы показать Амбивалентность всех ТЕКСТОВ. Их можно понять только в связи с другими текстами (интертекстуальность), а не с каким-либо "буквальным значением" или нормативной истиной.
Отрицая, что мы имеем какой-либо непосредственный доступ к действительности, не опосредованный языком, Деррида дает критический анализ и ПОЗИТИВИЗМА, и феноменологии. Он также прослеживает, до какой степени западная ЛИНГВИСТИКА и ФИЛОСОФИЯ проникнуты фоноцентризмом — привилегированным понятием речи как голоса или "присутствия" сознания — и логоцентризмом — убеждением, что слово трансцендентального значения (например, Бог) может обеспечивать основу для целой системы мысли. Для Дерриды любое такое трансцендентальное ПРОИСХОЖДЕНИЕ или сущность значения — явная фикция. Социальные идеологии поднимают определенные понятия — Свободу, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ВЛАСТЬ — до положения источника, из которого получены все другие значения. Но вопрос здесь заключается в том, каким образом какой-либо из подобных терминов предшествует другим значениям, посредством которых его смысл отражается на практике. Поэтому любая СИСТЕМА мысли, зависимая от первичного принципа, "метафизическая".
Кроме того, ЛЕВИ-СТРОСС последовательно возвышает этноцентристское представление о природе над представлением о культуре; структурализм, вообще, зависим от замысла выработки общих законов, основанных на двоичных противопоставлениях. ЛАКАН рассматривает ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ с точки зрения языка, но затем попадает в ловушку, считая подсознательное источником "истины". Сложна связь между деконструкцией и МАРКСИЗМОМ. С одной стороны, Деррида показал, до какой степени марксистская ТЕОРИЯ была зависима от метафоры (например, базис/надстройка) в разработке всеобщей концепции мира, с другой — он при случае сам объявлял себя марксистом, доказывая, что деконструкция — политическая ПРАКТИКА раскрытия ошибочной логики, согласно которой социальные учреждения поддерживают свою ВЛАСТЬ. Пока Деррида придерживался прогрессивного, радикального критического подхода, его творчество было принято литературной критикой, в частности в США (Йельской школой деконструкционистов), лишено политической силы и направлено в русло сосредоточения на "неразрешимости" значения. По иронии судьбы, Деррида сам указал способы, которыми такие стратегии деконструкции могут в конечном счете находиться на службе у господствующих политических и экономических ИНСТИТУТОВ.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Особая стратегия по отношению к тексту, включающая в себя одновременно и его «деструкцию», и его реконструкцию. Термин «Деконструкция» предложен Деррида как перевод хайдеггеровского понятия «Destruktion» — такого переосмысления европейской философской традиции (как традиции метафизики), где главным моментом является не разрушение, а позитивное смыслостроительство. Впоследствии термин «Деконструкция» закрепился за исследовательской стратегией самого Деррида и рядом сходных разработок — преимущественно в литературоведении и искусствознании. Исходный пункт Деконструкции — невозможность находиться вне текста. Всякая интерпретация и критика, допускающие внеположность исследователя тексту, считается заведомо несостоятельной. Основной объект Деконструкции — «метафизика» в «тексте», которая обусловлена действием принципа «центрации», то есть когда одна сторона отношения помещается в преимущественное, центральное положение, а другая вытесняется на смысловую периферию. Деконструкция — это не метод интерпретации или критики; это сопротивление метафизичности текста, организуемое на его же поле и его же средствами. В тексте выделяются маргинальные, подавляемые мотивы, противонаправленные по отношению к «основному» его направлению. Текст в этом случае оказывается не мирным гомогенным единством, а пространством «репрессии». Цель Деконструкции — активизировать внутритекстовые «очаги сопротивления» диктату «логоцентризма». Последний заключается в вырывании из сети взаимоуказательных знаков одного квазиобъекта, который сам перестает что-либо означать, зато означается всеми остальными знаками. Это — «трансцендентальное означаемое», которому приписываются особые, незнаковые свойства самообнаружения — в интуиции, в непосредственном знании. Деконструкция же отвергает саму возможность анализа «означаемых», минуя «означающие», и сосредоточивает внимание на уровне «означающих». В рамках теории Деконструкции утверждается, что представителем интуитивного, не нуждающегося в знаковом опосредовании знания издавна служил голос. Логоцентризм метафизики неотделим от ее фоноцентризма. Принципом метафизического текста является вслушивание в голос (бытия, Бога, вещей самих по себе) и игнорирование материальной стороны текста как чего-то вторичного по отношению к смыслу. Деконструкция, напротив, выявляет конструктивную роль письма и переносит акцент на сам процесс производства смыслов. Деконструкция дезавуирует метафизику также и в качестве фаллоцентризма — установки на приоритет мужского начала над женским и вытеснение женского голоса из реального многоголосия текстов культуры. Метафизический дискурс подвергается Деконструкции как дискурс присутствия, тождества. Деконструкция расшатывает мнимую незыблемость метафизических понятий, обнаруживая разрывы и «отсутствие» там, где предполагалась абсолютная полнота смысла («присутствие»). Деконструкция разрушает фундамент метафизики — принцип тождества и выдвигает подвижную структуру différance, радикализирующую как онтологическое «различие» Хайдеггера, так и тезис Соссюра о дифферентной структуре знака. Теория Деконструкции уклоняется от идеи окончательного преодоления метафизики, признавая невозможность написания абсолютно деконструктивного текста, очищенного от всех следов метафизики. Она отстаивает, однако, возможность текста, приемлющего метафизику и сочувственно выделяющего в ней репрессируемые импульсы, стихийную «самодеконструктивность» метафизики.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ДЕКОНСТРУКЦИЯ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ДЕКОНСТРУКЦИЯ