Социология в Украине

ДАОСИЗМ (Taoism)

Древнекитайская философская и религиозная традиция (буквально "школа пути"), номинально основанная на идеях легендарного мыслителя Лао-цзы. Даосизм — ТЕОРИЯ, защищающая признание сил природы и важность проживания в гармонии с ними. Если Вебер оценивал КОНФУЦИАНСТВО как философию правящего КЛАССА, то в даосистских КУЛЬТАХ он видел народные формы религии, отражающие "чаяния масс".


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Термин европейской науки, обозначающий одно из главных направлений китайской философии и традиционную религию Китая. В конфуцианской традиции утвердилось противопоставление философии Даосизма (дао цзя, «школа дао») религиозному (дао цзяо, «учение дао», «почитание дао»). Это противопоставление было воспринято европейской синологией 19 в. и легло в основу интерпретации истории Даосизма как постепенной деградации философского учения, а также обусловило жесткое разграничение философского и религиозного аспектов Даосизма. Однако в даосизских текстах термины «дао цзя» и «дао цзяо» употребляются как взаимозаменяемые, а первый из них в библиографических разделах раннесредневековых династийных историй обозначал рубрику, в которую их составители включали все известные им даосизские сочинения без выделения «религиозных». Философские построения, составившие фундамент даосизского религиозного учения, в средние века продолжали развиваться в его русле. Важнейшим в даосизской философии является учение о дао, интерпретирующее одну из основных категорий китайской культуры. Дао в Даосизме выступает как субстантивированная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия космоса, человека и общества; порождающее начало, генетически предшествующее миру «оформленных» (син) «вещей» (у); принцип циклического времени; «путь», образ жизни подвижника, стремящегося к единению с дао как онтологической сутью мира. Дао присуща благая сила дэ (дословно «добродетель»), посредством которой оно проявляет себя, причем конечные «вещи» выступают как воплощение или «оформление» дао. Оно может выступать и синонимом единого мирового целого (да куай, «Великий ком»), или «изначальной пневмы» (юань ци). К ведущим даосизским концепциям относятся также принципы цзы жань («естественность», спонтанность дао) и у вэй («недеяние», или отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, основанным на спонтанности, беспредпосылочности дао). На принципе «недеяния» должно быть основано и совершенное правление. Мудрый правитель следует дао, опираясь на естественные свойства вещей, и не пытается «упорядочить Поднебесную» посредством искусственных способов. Таким образом восстанавливается изначальное «сокровенное единение» (сюань тун) и равенство всего сущего, тогда как отступление от дао и «недеяния» приводит к преждевременной гибели людей, нарушению космической гармонии и смуте. Из учения об управлении на основе «естественности» и «недеяния» некоторые даосизские мыслители, например Бао Цзинъ-янь (4 в.), делали радикальные выводы, утверждая несовместимость с дао сословного деления и даже наличия государя, хотя ортодоксальный Даосизм никогда не подвергал сомнению сакральный характер императорской власти. Согласно учению Даосизма, эгоистические устремления и отступление от дао порождают заблуждения у людей, которые начинают членить мир на отдельные вещи, понимаемые как самосущие единичности. Однако дао не имеет никаких границ и разделений: в дао-вселенной все уравнено и объединено в единое и нечленимое целое. Все противоречия гармонизированы, субъект и объект не противопоставлены, различия не имеют сущностного характера и не принадлежат объектам самим по себе. Отсюда вытекает своеобразный релятивизм даосизской философии. Для мудреца, постигшего истину и обретшего единение с дао-космосом, не существует представления о противоположности жизни и смерти, которое заменяется учением о всеобщности метаморфоз-трансформаций (хуа). С их потоком и объединяется мудрец, что дарует ему, по религиозной доктрине Даосизма, бессмертие. «Учение об обретении бессмертия» является основой сотериологической доктрины Даосизма. Для него характерно представление о подобии микро- и макрокосма. Человек рассматривается как единое психосоматическое целое, не членимое на духовную (душа) и материальную (тело) составляющие. Духовное начало — «дух» (шэнь) трактуется лишь как «утонченное» состояние квазиматериальной субстанции — «пневмы» (ци). «Дух» гибнет со смертью тела и растворяется в мировой «пневме», но дао-универсум вечен, следовательно, вечным может быть и подобный ему человек. Бессмертие достигается путем уподобления дао, слияния с ним как источником жизни посредством религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексуальной гигиены, алхимии и тому подобного. Тело адепта, «достигшего бессмертия» (сянь), приобретает ряд сверхъестественных качеств и «одухотворяется». На протяжении своей истории Даосизм временами пользовался покровительством властей — при династии Цинь (221—207 до н. э.), Ранняя (Западный) Хань (206 до н. э. — 8 н. э.), в период Южной и Северной династий (420—589), в эпохи Тан (618—907) и Северный Сун (960—1127), но иногда подвергался гонениям — при монгольской династии Юань (1271—1368) и маньчжурской династии Цин (1644—1911). В КНР существует Ассоциация последователей Даосизма. Он популярен на Тайване и в Сянгане (Гонконге), а также среди китайских общин в эмиграции.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ДАОСИЗМ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ДАОСИЗМ