Социология в Украине
http://recamgr.ru/ катушка зажигания для шевроле авео.

ГУМАНИЗМ (humanism)

1. Сосредоточение на человеческих потребностях и свершениях, не прибегая к религиозным понятиям. 2. Признание творческого потенциала человечества и ЦЕННОСТИ субъекта. 3. Акцентирование внимания на рукописях молодого МАРКСА (включая интерес к отчуждению), признаваемых исследователями этого периода его творчества менее детерминистскими, чем более поздние работы.
"Гуманизм" в философии и социальных НАУКАХ был главной мишенью структурализма и ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМА, провозглашающих "смерть субъекта" и децентрированное "Я". Гуманистический МАРКСИЗМ является объектом критики со стороны марксистов, выделяющих позднего "научного" Маркса и его "Капитал".


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

От латинского humanus — человечный. Возникшее в эпоху Возрождения направление общественной мысли, обращенное к человеку как индивидуальности, как личности, как деятельному, творческому существу и основанное на признании человека, человеческой личности высшей ценностью. Гуманизм предполагает гуманное, то есть человечное, отношение к людям. Идеальный образ гуманных человеческих отношений витал перед мысленным взором людей с незапамятных времен. Мотивы человечности, человеколюбия встречаются и в произведениях народного творчества и в трудах мыслителей древности, принадлежавших к разным культурам. Так, в учении Конфуция одним из основных является понятие «жень», в переводе означающее «человечность», «человек» или «человеколюбие» и представляющее критерий высшей добродетели. В Древней Греции задолго до нашей эры проблема человека находилась в центре внимания многих философов. Протагор считал человека мерой всех вещей. Сократ занимался поиском всеобщих и абсолютных оснований добродетели. Эпикур видел задачу философии в изгнании страданий из человеческой души. Этика стоиков учила людей, как противостоять бедам и напастям. Под влиянием облагораживающего влияния культуры эллинизма находились писатели и философы Древнего Рима, противопоставлявшие варварству «человечного человека». Гуманистом считал себя Цицерон. Христианство провозгласило всех людей равными перед Богом, декларировало заповеди, которые являются человечными нравственными нормами. Но все это лишь предыстория Гуманизма. Его история начинается тогда, когда формируется культура, при которой пробуждается интерес к познанию внутреннего мира человека и к человеческим отношениям, утверждается идея о достоинстве человека, о его праве на свободу и всестороннее развитие своих способностей. Становление такой культуры впервые в европейской истории происходило в период Ренессанса. Люди, вырываясь из традиционных отношений феодального общества, где имела значение их принадлежность к определенному сословию, корпорации, цеху, роду, семье, обретали собственную индивидуальность, свое лицо. Гуманизм знаменовал собой выход за рамки средневекового мировоззрения с его теоцентризмом, аскетизмом, принижением земной жизни человека. Гуманизм начал подрывать всеохватывающее духовное господство католической церкви в Западной Европе. Развиваемые гуманистами идеи, их свободомыслие были не совместимы с религиозным догматизмом и фанатизмом. Их деятельность положила начало светской литературе и искусству нового времени, философии, перестающей быть лишь служанкой религии, современной науки. Не порывая с религией, они полагали, что судьей в делах веры должен быть разум. Зародившись в Италии 14 в., Гуманизм затем распространился и в других европейских странах, просуществовав до середины 16 в., когда в Европе развернулась Реформация. Идеи Гуманизма нашли отражение в изысканиях филологов и размышлениях философов, в произведениях писателей и поэтов того времени, в новом преподавании, опиравшемся на античную классику в противовес средневековой схоластике. Среди виднейших представителей Гуманизма в различных странах такие имена, как Ф. Петрарка, Д. Боккаччо, Л. Валла, Пико делла Мирандола (Италия), Ф. Рабле и М. Монтень (Франция), Т. Мор (Британия), Л. Вивес (Испания), И. Рейхлин (Германия) и родившийся в Нидерландах Эразм Роттердамский. Гуманизм не был однородным, в нем находили свое место различные течения и «школы». Причастные к ним люди называли себя гуманистами. Термин же «Гуманизм» вошел в употребление в 19 в. первоначально для обозначения этого движения возрожденческой мысли. Но затем он приобрел и самостоятельное значение системы воззрений, лишь зародившейся в эпоху Возрождения и ставшей с течением времени одним из оснований современной европейской культуры и по-разному в ней проявляющейся. В 17—19 вв. идеи Гуманизма оказались тесно связанными с проблемами совершенствования общества и совершенного общества, идеальные модели которого играли, как правило, служебную роль по сравнению с вопросом о создании условий, которые способствовали бы приближению к идеалам Гуманизма. В постановке и решении этих проблем выделяются два принципиально различных направления. Представители одного ставили во главу угла проблему личности, рассматривали, каким образом можно способствовать ее развитию, освобождению от связывающих ее пут. В англо-французской литературе эта тема разрабатывалась преимущественно в политико-правовом аспекте. Локк, Монтескье, Руссо и другие мыслители того времени заложили основы концепций свободы и прав личности, правового государства, демократического строя. Французские просветители (Гельвеций, Дидро и другие) много внимания уделяли теме сочетания личных и общественных интересов. В этот период получили распространение идеи неотчуждаемых естественных прав личности, гражданского равенства, защиты собственности. В Германии идеи Гуманизма развивались преимущественно в сфере литературы, искусства, философии такими известными гуманистами, как Лессинг, Гёте, Шиллер, Гердер, не говоря уже о мощной фигуре Канта. В рамках этого направления Гуманизм развивался как система взглядов, в центре которой поставлен индивид. Другое направление возникло как критика и отрицание возникающего буржуазного общества. Гуманизм Возрождения был аристократичным, элитарным, и его мало заботили нужды темной, необразованной массы. Но весьма далекое от идеалов Гуманизма положение народа, гнет, нищета и бесправие порождают идею социальной справедливости, которая становится основой социалистических учений. Их создатели восприняли критический дух Гуманизма Возрождения, а его идеалы трансформировали в собственные проекты будущего, где царит равенство и справедливость. Видимо, не случайно, что именно гуманист Т. Мор, автор «Утопии», стал родоначальником этого направления общественной мысли, продолженного в 17 в. — Т. Кампанеллой, в 18 в. — Морелли и Г. Мабли, на рубеже веков и в первые десятилетия 19 в. — Сен-Симоном и Фурье, Оуэном и Кабе. Все они каждый по-своему отвергали буржуазное общество во имя лучшего общественного устройства, дающего решение человеческих проблем. Социалистическая критика буржуазной цивилизации возникла вместе с нею и сопровождает ее на всем протяжении ее существования. Новую струю в развитие этого направления внес Маркс. Он исходил из того, что идеалы Гуманизма чего-то стоят и не должны оставаться только мечтой, если соответствуют реальному движению самого общества и вытекают из него. Предвидеть же будущее общества можно, лишь открыв закон его движения и определив субъекта социальных преобразований. На это и были направлены усилия Маркса как теоретика. Занявшись изучением экономики капитализма, он показал, что это общество преходящее и что на смену ему приходит свободная ассоциация индивидов — общество коммунистическое, способное реализовать гуманистический идеал всестороннего развития личности. Поэтому коммунизм — это и есть реальный Гуманизм. В ходе общественного развития не остается неизменным и человек. Не вещное богатство, а способности самого человека Маркс считал основным богатством общества. Общественное развитие людей, по Марксу, есть не что иное, как процесс их индивидуального развития. Капитализм, разрушая отношения личной зависимости, освобождает человека от его связи с ограниченной социальной средой и создает универсального, но обособленного индивида, ставит его в отношения вещной зависимости и всеобщего отчуждения. Шаг в развитии человека, который делает коммунизм, состоит в преодолении вещной зависимости и отчуждения, что позволит людям сознательно строить свои отношения, развивать свои способности и проявлять их. При этом личность не противостоит коллективу и обществу: свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех. Тем самым преодолевается элитарно-индивидуалистическая окраска идеи развития личности и формируется действительно новый идеал Гуманизма. В 20 в. марксизм стал знаменем социалистических преобразований во многих странах мира, прежде всего в России. Однако его гуманистическая направленность на долгое время была отодвинута на второй план. Марксизм интерпретировался в первую очередь как теория революции и диктатуры пролетариата, которые понимались подчас односторонне, искаженно. Но попытки возложить на Маркса вину за сталинскую абсолютизацию насилия, за трагические страницы истории «реального социализма», за подавление попыток его гуманизации исторически несообразны. Гуманистические аспекты теории Маркса дают основание для разработки концепции гуманного демократического социализма. Современный Гуманизм все в большей степени приобретает общечеловеческий характер, сталкиваясь с проблемами, для решения которых требуется объединение усилий всего человечества. Главный из них — осознание, что существует реальная возможность самоуничтожения человечества, и оно должно отодвинуть эту угрозу и ликвидировать ее. Важнейшей комплексной проблемой Гуманизма является предотвращение угроз, нависающих над человеком как личностью и исходящих как от стандартизации образа жизни и самого мышления людей под воздействием насыщающей общество техники, так и от технической возможности использовать мощные средства воздействия на сознание и организм человека. Хотя остается под вопросом, выросла ли ценность человеческой жизни после кровавых уроков нашего столетия, бесспорно, что ориентация на общечеловеческие ценности Гуманизма буквально во всех сферах человеческой деятельности становится жизненно необходимой. Чтобы «не навредить» человеку, гуманистическую составляющую должны включать в себя и наука и научно-технический прогресс. Во имя спасения человечества необходимо спасение природы, решение экологических проблем.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ГУМАНИЗМ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ГУМАНИЗМ