Социология в Украине

ГОСУДАРСТВО (state)

1. Аппарат правления или управления в рамках определенной территории. 2. ТЕРРИТОРИЯ и социальная СИСТЕМА в целом, которые подчинены определенному правлению или господству. В этом смысле термины "Государство" и "общество " могут иногда использоваться как синонимы.
По Веберу, решающей особенностью для определения любого государства является то, что оно успешно реализует претензию "на монополию законного использования насилия в пределах своей территории". Следует подчеркнуть, однако, что только в чрезвычайных обстоятельствах государства зависят главным образом или полностью от действительного применения насилия или физического принуждения. Обычно они применяются только в крайнем случае. Претензии на политическую "легитимность", выдвигаемые правителями, как правило, обеспечивают гораздо более мощную и эффективную основу для безотказного политического управления. Но угроза применения силы всегда остается подоплекой управления государствами и по сравнению с ТЕОРИЯМИ (например, нормативным ФУНКЦИОНАЛИЗМОМ), чрезмерно подчеркивающими нормативную основу государственной власти, ею нельзя пренебрегать. Поскольку оборонительная и наступательная машина временами прибегала к войне, РОЛЬ насилия во всем мире снова становится очевидной.
Первые государства появились около 5000 лет назад на Ближнем Востоке и в других регионах, вероятно, в результате деятельности перераспределительных КЛАНОВ или войн, которые вели к завоеваниям и классовому господству. Однако, каким бы ни было их точное ПРОИСХОЖДЕНИЕ, достигнуто согласие в том, что централизованное присвоение экономического излишка и СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ являются и необходимой предпосылкой, и следствием последующего развития государств.
До первых государств управление обществами существовало лишь как совокупность функций, распределенных среди ряда ИНСТИТУТОВ или организаций, играющих политические роли, например, групп происхождения, возрастных групп или общих собраний. Напротив, современные государства, как правило, обладают совокупностью четко дифференцированных "политических" учреждений: исполнительными и законодательными органами, судебным правом, вооруженными силами, полицией и т.д. По сравнению с современными национальными государствами многие ранние формы (например, доиндустриальные империи) хоть и имели дифференцированную государственную структуру, но их ГОСПОДСТВО на собственной территории было, можно сказать, гораздо более фрагментированным и оспариваемым.
Кроме того, большинство из них имело лишь подданных, а современные государства имеют граждан (то есть полноправных членов политических сообществ, пользующихся все большими правами — голоса, занимать должности, свободой слова). Близко к этому РАЗЛИЧИЕ между Государством и гражданским ОБЩЕСТВОМ — достаточно важное, особенно в МАРКСИЗМЕ, где оно обеспечивает базу для проведения границы между государством и обществом или государственными и индивидуальными гражданами либо их ГРУППАМИ.
Подразделами социологии, в наибольшей мере связанными с изучением различных видов государственной и политической системы, а также значений государственной власти, являются ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ. Один из главных вопросов заключается в том, можно ли объяснять государственную ВЛАСТЬ автономно или только с точки зрения основных экономических сил.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Основной политический институт, осуществляющий управление обществом, гражданами, материальными и культурными ценностями на определенной территории. Государство — политическая организация, преследующая определенные общие интересы и цели. При этом государственная власть, подданные или граждане, территория являются необходимыми составными частями Государства. Власть Государства распространяется лишь на определенную территорию и обладает монополией легитимного насилия. Типы Государства исторически различаются в зависимости от форм правления и устройства институтов политической власти. Под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником. При монархической форме правления таким источником государственной власти является одно лицо — монарх. При республиканской форме правления источником власти является большинство народа. Возникновение Государства объясняется теорией общественного договора (Гоббс, Локк, Руссо) — члены общества заключают между собой договор об образовании Государства; теорией господства, когда какая-либо группировка, страна захватывает определенную территорию, подчиняя себе ее жителей и образуя Государство; органической теорией (Государство — результат постепенного органического развития семей, кланов, племен). С точки зрения государственного устройства Государства подразделяются на унитарные (единое государственное образование); федерации (союз относительно самостоятельных государственных образований: штатов, кантонов, земель, республик и тому подобное); конфедерации (государственно-правовые объединения). Государство, обладающее самостоятельной государственной властью, независимой от других Государств, является суверенным. Суверенность означает свободу действия для Государства. Возможно ограничение суверенитета, когда Государство вступает в союз с другими Государствами и добровольно отказывается от части своего суверенитета. В истории философии многие мыслители — Платон, Аристотель, Гегель видели в Государстве прежде всего воплощение нравственной идеи. Государство должно организовывать совместную нравственную жизнь людей в соответствии с моральными добродетелями. Маркс и Ленин считали Государство в классовом обществе машиной для угнетения одного класса другим; одновременно оно выполняет важные политические, экономические и культурные функции. Основной целью диктатуры пролетариата должно было стать построение бесклассового общества, в котором произойдет отмирание Государства. Фашизм выдвинул идею тоталитарного Государства, основанного на тесном соединении Государства и общества. Тоталитарная диктатура в Германии выразилась прежде всего в единстве Государства, общества и политического руководства («Один народ, одна империя, один фюрер»). При тоталитарном типе Государства все сферы общественной и индивидуальной жизни «огосударствлены», идеологизированы и политизированы. Тоталитаризму противостоит идея либерального Государства, защищающего права и свободы индивида. Но и этому Государству свойственна репрессивность и элементы тоталитаризма. Если в античности, средневековье и сословном обществе индивиды и целые группы обладают разными правами и свободами, то в современных демократических Государствах все граждане, по крайней мере формально, равны перед законом. Основные функции современного Государства принято разделять на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений и тому подобное. Внешние функции: защита интересов данного Государства в его отношениях с другими Государствами на международной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении других Государств (агрессивные Государства), развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе равенства и взаимного уважения. Современное социальное Государство призвано обеспечить достойную жизнь каждому индивиду, гражданину, сгладить экономические и культурные различия между общественными группами, поддерживать развитие культуры, науки, искусства и образования.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ГОСУДАРСТВО

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ГОСУДАРСТВО