Социология в Украине

ГОСПОДСТВО (domination)

1. В общем смысле ВЛАСТЬ, осуществляемая одним человеком или группой над другим человеком или группой. 2. В более узком смысле, особенно у Вебера (1922) (перевод немецкого слова Herrschaft), "вероятность того, что власти данной организации или общества будут повиноваться", в отличии от "власти" (Macht) — способности социального актора навязывать его или ее желание другим, несмотря на сопротивление с их стороны.
Вебер различает господство "на основании власти" и экономические формы господства, при котором СОЦИАЛЬНЫЙ актор, невзирая на формальную свободу и желание преследовать собственные цели, фактически вынужден действовать в одном направлении.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Институциональная форма проявления особого вида власти, связанная с угнетением и сопровождаемая разделением классов, социальных групп и индивидов на господствующих и подчиненных и соответствующей иерархией. Власть только в особых случаях приобретает специфические черты Господства. Оно отличается от авторитета, когда люди повинуются добровольно, и от государственной власти, обладающей легитимностью и признанием. Возникновение Господства связано с появлением государства, его происхождение и эволюция объясняются в философии и социологии либо с точки зрения эндогенной теории (исходя из внутренних причин — социальной дифференциации и институционализации), либо с точки зрения экзогенной теории (внешними причинами — захватами одной страны или народа другой). В истории философии со времен Платона и Аристотеля Господство рассматривается главным образом как диалектика раба и господина. Гегель рассматривает развитие отношения между рабом и господином как всемирно-исторический процесс. Для Гегеля рабство — не неизбежное следствие недостатков в природной сущности человека, а исторически ограниченный и временный результат организации труда, преходящая форма зависимости одного человека от другого. Гегель решительно выступает против различных форм рабства и несвободы, хотя и видит их историческую обусловленность. Труд и социальный прогресс помогают рабу преодолеть свои недостатки, стать разумным и самостоятельным существом, для Гегеля история—это последовательное освобождение раба от страха смерти и наказания, а труд раба становится конституирующей основой всей цивилизации и эволюции личности. В дальнейшем теорию Господства разрабатывал М. Вебер. Он выделил следующие его идеальные типы: 1) харизматическое Господство, основанное на иррациональной вере в героизм и необычные способности господина, вождя, фюрера; 2) традиционное Господство, основанное на вере господину в силу исторических традиций, нравов, норм (монархия); 3) рациональное Господство, основанное на вере в закон и правовой порядок (бюрократия, автократия). В современной политической философии различаются также легальные формы Господства (монархия, автократия) и революционные, возникшие в результате нелегального и нелегитимного насилия, а также разнообразные сочетания различных форм Господства. Согласно марксистским представлениям экономическое Господство классов, социальных групп и организаций определяет их политическое и идеологическое Господство. Среди других направлений западной философии и социологии выделяются два. Представители первого рассматривают Господство и подчинение как имманентно присущее природе человека или любой сложной системе живых существ. Сторонники второго направления считают, что Господство возникает лишь с разделением труда и является не только неизбежным следствием развития цивилизации, но и сущностью современного исторического процесса. Нынешнее общество, по их мнению, есть не что иное, как совокупность отношений Господств (Адорно, Хабермас, Фуко).


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ГОСПОДСТВО

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ГОСПОДСТВО