Социология в Украине

ДОБРО (good)

Наиболее общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности; является противоположностью зла. Идея Добра фиксирует содержательную определенность свободной воли человека. Это то, что сделал бы человек, если бы все зависело от его воли. Наряду с понятиями свободы и Бога Добро является важнейшим смысложизненным понятием. В рамках морального освоения мира Добро играет такую же роль, какую в рамках научного познания играет истина, а в рамках художественного — красота. Термин «Добро» обозначает: 1) объективную характеристику предмета, фиксирующую его совершенство в сочетании с эмоциональным одобрением (когда нечто называют добрым, при этом имеется в виду, что оно соответствует своему назначению, например доброе сукно, добрый конь); 2) ценность, полезность предметов для человека, а также сами ценные, полезные для человека предметы (добрая весть, нажить Добро); 3) нравственное качество человека и его поступков, делание Добра (сделать доброе дело, добрая женщина). Понятие «Добра» входит в состав специфических категорий философии и этики. В античной философии Добро понималось как онтологическое свойство, лежащее в основе всего сущего и позволяющее реализовать человеческое стремление к счастью. При этом одни философы связывали его с естественными потребностями людей, с законами природы, другие придавали самой идее Добра высший онтологический статус. В философии нового времени получило широкое распространение релятивистское (по преимуществу утилитаристское) понимание Добра, сводящее его к полезности, общественному договору. С точки зрения Канта, Добро является свойством воли, но свойством объективным, выражающим ее нравственную, общезначимую природу. Гегель трактовал Добро как единство субъективного и объективного, которое достигается в разумно организованном обществе. Диалектический материализм подчеркивает социальную обусловленность и историческую изменчивость представления о Добре, рассматривает его в соотнесенности со злом, включая их возможные взаимопереходы друг в друга. Марксистско-гегельянская традиция в отдельных своих версиях доводит диалектику Добра и зла до релятивирования различия между ними. В действительности Добро и зло соотносительны, но не соразмерны. Социально обусловленная, ситуативно детерминированная относительность представлений о Добре не исключает абсолютности его содержания как нравственного императива. В этом смысле Добро есть безусловное требование человечности, которое не может быть разменено на какие бы то ни было индивидуальные и групповые выгоды.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ДОБРО

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ДОБРО