Социология в Украине

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (dialectical logic)

Представление об особой логической дисциплине, изучающей структуры мышления с позиций диалектики; возникло в рамках философской традиции, восходящей к немецкому классическому идеализму. Уже у Канта имеется учение о так называемой трансцендентальной логике, отличающейся от обычной формальной логики (общей логики, в терминологии Канта), основы которой были выработаны Аристотелем. Если формальная «общая» логика рассматривает схемы, связанные с переносом содержания посылок в содержание вывода, то есть носит по существу аналитический характер, то трансцендентальная логика, по Канту, занимается синтетическими процессами получения нового мысленного содержания посредством применения априорных форм рассудка к заданному чувственностью материалу. Структурирование заданного чувственностью материала в определенных априорных формах рассудка порождает определенный тип содержания, скажем структурирование временной последовательности в категории причинности порождает суждение о причинной связи. Таким образом, трансцендентальная логика выступает у Канта как такое учение о познавательном процессе, которое связывает формирование нового мысленного содержания с функционированием содержательно-онтологических структур мышления в качестве средств и норм этого формирования. Иначе говоря, формы бытия, традиционно изучаемые онтологией, становятся предметом науки о мышлении и интерпретируются как формы мысли. Эта принципиальная идея совпадения онтологии (метафизики) с логикой как наукой о мышлении была положена в основу гегелевского учения о совпадении метафизики с логикой. Гегель попытался реализовать грандиозную программу построения целостной системы развития мысленных структур, в схематизированном виде выражающей весь исторический опыт человеческой мысли. Эта система и выступала, по Гегелю, как «логика с большой буквы», как наука о мышлении в его развитии, совпадение которой с отологией как наукой о бытии вытекало в гегелевской философии из его объективно-идеалистического учения о тождестве мысли и бытия. Внутренним механизмом развертывания всей этой системы является обнаружение односторонности, абстрактности, «конечности», выражаясь языком Гегеля, преднайденных «определений мысли», проявляющихся в возникновении противоречий, которые «снимаются» посредством выработки более богатого, более полного и совершенного, более «конкретного», мысленного содержания. Заметим, что собственно диалектический момент этого движения, который Гегель называет «отрицательно-разумным», связывается им только с «фиксацией» противоречия, момент же «снятия» противоречия, в котором и выражается развитие мысли в этой схеме, называется им «спекулятивным» или «положительно-разумным». Соответственно Гегель не употребляет по отношению к своей системе термина «Диалектическая логика». В схеме Гегеля, несомненно, находят свое выражение реальные черты развития мышления, которые в последующей эволюции диалектической традиции нашли свое выражение в понятии восхождения от абстрактного к конкретному и которые связаны с формированием более полного и глубокого знания, преодолевающего антиномии и парадоксы, возникающие в процессе его развития. Было бы, однако, неверно абсолютизировать и канонизировать эту схему, превращая ее в некий универсальный закон развития мысли, последнее вообще нельзя отобразить в виде какой-либо единой модели. Хотя в принципе эта схема и применима к реальным процессам развития мысли, она носит весьма абстрактный характер, фиксируя общую последовательность фаз этого развития, но не раскрывая специфических механизмов собственно конструктивной мыследеятельности. Сама же система «Логики» Гегеля, в рамках которой нашла воплощение эта схема, вообще представляла собой во многом искусственную схему изложения развертывания традиционного категориального аппарата философии и не могла быть использована в конкретном методологическом исследовании. Концепция существования особой логики, основанной на идеях диалектики и превышающей возможности формальной логики, как и сам термин «Диалектической логики», получила распространение уже в традиции диалектического материализма, которая опиралась при этом на некоторые, весьма фрагментарные, высказывания Энгельса и Ленина. Однако в диалектическом материализме никогда не было сформулировано общепринятого понимания Диалектической логики, ее сторонники, по существу, исходили из разных подходов. Начиная с 20-х гг., со времени утверждения марксистско-ленинской философии как официозной доктрины, дискуссии о Диалектической логике носили в основном ярко выраженный идеологизированный, схоластический характер, они не опирались ни на реальную практику бурно развивавшегося во всем мире научного мышления, ни на традиции философской культуры. Крайне отрицательную роль при этом играли нигилизм и идеологическая враждебность по отношению к формальной логике, которая именно в этот период переживала возрождение в виде современной математической логики. С середины 50-х гг., в общей атмосфере либерализации, появляется возможность развития иных, более конструктивных подходов к идее Диалектической логики, которые пытаются использовать рациональные моменты диалектической традиции исследования процессов развития мысли, в частности идею Маркса о восхождении от абстрактного к конкретному при развертывании сложных теоретических систем, а также разрабатывать концепции Диалектической логики как логики развития знания, опирающиеся на опыт истории науки (работы Б. М. Кедрова, П. В. Копнина, Э. В. Ильенкова, В. С. Библера и других). Оценивая в целом традицию, исходящую из идеи особой «Диалектической логики» и использующую сам этот термин с позиций современной философско-методологической мысли, следует признать неправомерность установок на разработку особой логической дисциплины Диалектической логики — противостоящей формально-логической традиции. Термин «логика» (и в том числе «логика научного познания») прочно ассоциируется в настоящее время с исследованиями в рамках этой традиции, использующей сейчас методы логической формализации. Но вполне правомерно говорить об особом типе методологических исследований, связанных с анализом конструктивных процессов развития знания, специальных механизмов мыследеятельности в ситуациях разрешения антиномий и парадоксов, то есть противоречий встречи двух фундаментальных теорий при интерпретации эмпирических данных. Эта важная и актуальная проблематика, которая уже в 60-х гг. стала предметом конкретного методологического анализа, несомненно, находится в органической связи с диалектической традицией анализа развития знания. Она вписывается в более широкий контекст современного исследования культуры и сознания, находя в нем свое определенное место, которое предполагает преодоление узости традиций «монологизма», в частности классической рациональности, рассмотрение возможностей конструктивного творческого взаимодействия различных позиций и установок сознания.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА