Социология в Украине

ДЕКАБРИСТЫ (Decembrist)

Русские дворянские революционеры, члены тайных обществ 20-х гг. 19 в., организаторы военного выступления против самодержавно-крепостнического строя в декабре 1825. После подавления восстания правительством Николая I П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин были казнены, остальные сосланы в Сибирь, на Кавказ, изолированы от общественно-политической жизни. Революционность Декабристов — продукт феодально-крепостнической среды, ее несправедливостей и притеснений — была связана с пробуждением русского национального самосознания после Отечественной войны 1812, порождена патриотическим стремлением превратить Россию в высокоразвитую свободную державу. Декабристы испытали также влияние французских и американский буржуазных революций, революционных событий в Греции, Испании, Италии и других странах. Задачами Декабристов были: отмена крепостничества, свержение или ограничение самодержавия, установление республиканского либо конституционного строя. Эти цели объективно по своей социально-классовой сущности являлись буржуазно-демократическими, хотя субъективно Декабристы выступали с общенациональных позиций, считая себя выразителями интересов всего русского народа, общества в целом. Наиболее известные проекты преобразования России принадлежали Н. Муравьеву (конституционно-монархический) и Пестелю (республиканский). Конституция Пестеля намечала уничтожение сословий, образование одного сословия — гражданского, выборность органов законодательной и исполнительной власти, раздел всей земли на общественную и частную, гарантию прав личности и собственности, недопущение «аристократии богатства», развитие «народной промышленности», гармоническое сочетание прав и обязанностей правительства и народа. Обоснованию социальных идеалов декабризма служили и материалистические, и идеалистические, и религиозные философские идеи. Материалистами были: П. Борисов, И. Якушкин, Н. Крюков, А. Барятинский, В. Раевский и другие. К деизму склонялись П. Пестель, Н. Тургенев и другие. На идеалистических позициях стояли: Н. Лунин, В. Кюхельбекер, Е. Оболенский и другие; на религиозных — М. Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол, Н. Муравьев. Среди Декабристов шли философские дискуссии, продолжавшиеся и в период сибирской ссылки. Материализм Декабристов в целом носил механистический, метафизический характер. Декабристы-материалисты вслед за Ломоносовым развивали атомистические представления, считая основой строения Вселенной мельчайшие материальные частицы — «единицы» (Якушкин), «корпускулы-молекулы» (Крюков), «первоначальные атомы» (Борисов). По мысли Борисова («О возникновении планет»), из всех гипотез происхождения Земли «вероятнейшей» является атомистическая. Якушкин («Что такое жизнь?») вслед за Радищевым разрабатывал антропологическую проблематику, ставил вопросы о сходстве и различии человека и окружающей его природы, о человеческом познании, обращался к Декарту, Локку, Канту, но его симпатии принадлежали французскому материализму, «широкому разгулу разума», подрывающего устои средневековья и феодализма. Крюков («Философские записи») анализировал психические способности человека (воображение, впечатление, внимание, память), роль «чувственности и чувствований» в познании с позиций материалистического сенсуализма. Гуманистические стремления Декабристов выражались в подчеркивании важной социальной роли философии (если она есть изыскание истины, то «истина должна быть открыта народу»), в определении ее как «правдоведения» (Крюков).


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ДЕКАБРИСТЫ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Похоже, ни у кого не дошли до этого руки.

Книги, в которых есть упоминания о ДЕКАБРИСТЫ