Социология в Украине

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ (global evolutionism)

Направление исследовательской деятельности, имеющее целью развитие общеэволюционных представлений. Обозначение этого направления специальным термином обусловлено тем, что, с одной стороны, эволюционизм подошел к качественно новой ступени и форме своего развития, с другие стороны, традиционная дисциплинарная номенклатура не позволяла органично вписывать нарабатываемое знание в имевшуюся структуру науки. Потребность в конституировании особой области исследовательской деятельности стала осознаваться к 80-м гг. 20-го столетия по мере накопления фактов широкой значимости, формирования синтетической теории эволюции, существенного роста знания о закономерностях социальной истории. Обнаруживался явный дисбаланс этих достижений с общеэволюционным содержанием науки. Между тем развитие кибернетики, разворачивание системных, симметрийных и другие наддисциплинарных исследований отчетливо показало, что однородность и сходство разноприродных сфер бытия значительно выше, чем это виделось прежде. Развитие неравновесной термодинамики позволило снять барьер между прежними эволюционными антиподами — живой и неживой природой и включить их в единые концептуальные рамки, успешно задаваемые сегодня синергетикой. Обострение экологической ситуации в последние десятилетия напомнило истину, что человек и общество не могут рассматриваться совершенно автономно от природы, и поэтому адекватен лишь подход, органично вписывающий человека в фундаментальные структуры и процессы Вселенной, то есть изначально предполагающий их совместное рассмотрение. Важной предпосылкой вывода эволюционных воззрений на новый уровень стало интенсивное развитие с середины 20 в. различных форм комплексной деятельности, требующей тесного и заинтересованного взаимодействия исследователей самой различной специализации, способствующей преодолению профессиональных барьеров и переносу идей и образов из одних областей науки в другие. Так постепенно в науке вызрело стремление к доведению общеэволюционных воззрений до существенно более развитого состояния на основе широкого привлечения современных концептуальных средств и подходов. Выдвижение данной задачи связано с изменением самой формы эволюционистской работы, поскольку переводит ее из разряда философии в деятельность прежде всего чисто теоретического порядка, правда нового класса. Пока Глобальный эволюционизм находится в стадии формирования, поэтому относящиеся к нему разработки встречаются в разном терминологическом оформлении («универсальный эволюционизм», «изучение самоорганизующейся Вселенной» и другие). Самоопределение Глобального эволюционизма выдвигает две важные и общезначимые группы вопросов. Первая из них, гносеологического характера, касается уточнения путей построения и естественного включения нового знания в структуру науки. Все более очевидно, что традиционная дихотомия «частнонаучное знание — философия» уже не выражает реалий исследовательской практики и требует развития, дополнения с целью более четкой идентификации современных наук наддисциплинарного цикла. Вторая группа вопросов, онтологическая, связана с необходимостью корректного отображения множества известных науке разноприродных объектов в единой модели масштабного эволюционного процесса. Уже недостаточно опираться лишь на тот факт, что объекты одного уровня материального мира появились позже объектов другого уровня и возникли на их основе. Стоит задача научиться описывать единство системной организации структурных уровней бытия, чтобы не только видеть внешние аналогии между, скажем, организмом и обществом, но изучать во всей полноте реальную фундаментальную однородность космического эволюционного процесса. Развитие новой эволюционной парадигмы осуществляется в рамках двух основных постепенно сближающихся подходов. Один из них, синергетический, опирается на добротные модели самоорганизации, разработанные прежде всего в науках о неживой природе, и экстраполирует их на другие области научного познания. Второй подход, собственно эволюционный, берет за основу систему биологических представлений, учитывая высокий уровень их проработанности и естественную близость биологии, с одной стороны, к социальному знанию, а с другой — к знанию о неживой природе, что облегчает трансляцию идей. Перспективы развития Глобального эволюционизма связываются с последовательной конкретизацией ряда общих идей, определяющих его содержательную специфику: 1). Историческое существование Вселенной — это не однонаправленное движение в сторону усложнения или к «тепловой смерти», а взаимопереплетение различных изменений, что в целом корректнее называть космогенезом. Глобальный эволюционизм ориентирован на теоретическое воспроизведение прежде всего той составляющей космогенеза, которая выступает как процесс устойчивого и последовательного порождения все большего разнообразия природы, что обычно называется «исторической эволюционной ветвью» космогенеза. 2). В качестве исходных объектов анализа следует выбирать системы с эволюционной самодетерминацией — суверенные «эволюционы» (примерами которых являются ноосфера, биосфера, гидролитоатмосфера, биогеоценозы и другие), что позволяет рассматривать Глобальный эволюционизм прежде всего как последовательное порождение все новых эволюционов, единство структуры и динамики которых еще предстоит изучить. 3). Историческое развитие эволюционов необходимо исследовать как коэволюционный процесс, происходящий в пределах более масштабных систем и существенно предопределенный ограничениями и особенностями этой среды. 4). Материальные объекты любого рода надо изучать с учетом того, что они обладают набором внутренне предпочтительных состояний, смена которых может происходить скачкообразным, взрывным путем, причем очень непредсказуемо.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Похоже, ни у кого не дошли до этого руки.

Книги, в которых есть упоминания о ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ