Социология в Украине

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ (hermeneutic circle)

Особенность процесса понимания, связанная с его циклическим характером. Герменевтический круг был известен уже античной риторике, а также патристике (для понимания Священного писания необходимо в него верить, но для веры необходимо его понимание — Августин). Различные модификации Герменевтического круга связаны с осознанием взаимообусловленности объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания — с другой; для того чтобы нечто понять, его необходимо объяснить, и наоборот. В герменевтике Герменевтический круг разрабатывался как круг целого и части. В отчетливой форме представлен Шлейермахером: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого (слово — часть относительно предложения, предложение — часть относительно текста, текст — часть относительно творческого наследия данного автора и так далее). Шлейермахер выделяет психологическую сторону Герменевтического круга: текст есть фрагмент целостной душевной жизни некоторой личности, и понимание «части» и «целого» здесь также взаимно опосредовано. Другой аспект Герменевтического круга выявил Дильтей: понимание текста как «объективации жизни» творческого индивида возможно при условии понимания духовного мира соответствующей эпохи, что, в свою очередь, предполагает понимание оставленных этой эпохой «объективаций жизни». В философии Хайдеггера Герменевтический круг связывается не с формальными условиями понимания как метода познания, а с онтологическими его условиями как основой определения человеческого существования. Поскольку Герменевтический круг выражает взаимообусловленность истолкования бытия человеком и человеческого самоистолкования, постольку задача герменевтики состоит не в размыкании Герменевтического круга, а в том, чтобы в него войти. В герменевтике Гадамера эта трактовка Герменевтического круга развивается путем конкретизации хайдеггеровского учения о понимании. Языковая традиция, в которой укоренен познающий субъект, составляет одновременно и предмет понимания, и его основу: человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится. В философии науки Герменевтический круг разрабатывается как взаимообусловленность теории и факта: факты, из которых строится теория, всегда концептуально нагружены, их отбор и интерпретация обусловлены той самой теорией, которую они должны обосновать.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ