Социология в Украине
http://centrinvest-ufa.ru/ домблер новости недорогие новостройки уфы. . Металлочерепица в спб от производителя недорого куплю металлочерепицу Кровельный Мир.

ГЕДОНИЗМ (hedonism)

От греческого hedone — наслаждение. 1) разновидность теоретического обоснования нравственности, выводящего добро из наслаждения; 2) система взглядов, образ жизни, в основе которого лежит принцип наслаждения. В систематизированном виде Гедонизм был впервые развит в учении древнегреческого философа Аристиппа, учившего, что добром является все то, что доставляет наслаждение; его последователи считали, что любое наслаждение оправданно, более того, оправданны любые действия и усилия, если они ведут к наслаждению. Умеренный вариант Гедонизма был предложен Эпикуром, учившим, что наслаждение есть отсутствие страданий. В эпоху Возрождения идеи Гедонизма, как крайнего, так и умеренного, получили новый импульс, явившись важным теоретическим средством гуманистического утверждения ценности человека во всех его жизненных проявлениях. Для просветителей (Гассенди, Ламетри, Гольбах) Гедонизм был одним из средств выражения духовной оппозиции религиозно-догматическому мировоззрению. Одной из последних теоретических форм Гедонизма был утилитаризм Бентама и Дж. С. Милля (кон. 17—19 в.). Последовательная критика утилитаризма Сиджвиком и Дж. Муром, наряду с общим развитием наук о человеке, в первую очередь психологии, вскрыла ограниченность гедонистического описания и обоснования поведения вообще и морали в частности. Основной гедонистический принцип, как умонастроения, образа жизни и системы ценностей гласит: «Поступай всегда так, чтобы ты по возможности мог непосредственно удовлетворять свои желания и испытывать как можно большее наслаждение». Как показывает анализ логики и психологии Гедонизма, сознание, сориентированное на наслаждение, не допускает никаких ограничений наслаждению, не признает контроля и меры, так как жаждет в конечном счете максимализированных и наиболее насыщенных наслаждений (таковы в конечном счете лишь чувственные наслаждения). На это обратил внимание Сократ: жизнь, отданная наслаждению, неизбежно ведет к неистовству. Это не значит, что невозможно принятие в качестве высших именно возвышенных, разумных или умеренных наслаждений, на что ориентирует этика эвдемонизма. Однако это предполагает отказ от принципа наслаждения как приоритетного и совмещение его с другими нравственными ориентациями — перфекционизмом, аскетизмом, пруденциализмом и тому подобное. Отвержению внешних ограничений в Гедонизме сопутствует нигилистическое отношение к традиционным нравственным установлениям вообще. Однако Гедонизм не антинормативен, более того, он сам конструирует свою, основанную на принципе наслаждения, нормативность. В Гедонизме сохраняется также непременная для этики установка на самодостаточность добродетели. Но добродетелью называется способность и умение наслаждаться. Добродетели же универсальной морали рассматриваются лишь под углом зрения того, содействуют или препятствуют они истинному наслаждению. Для гедонистического сознания не существует трансцендентного должного: если нравственный идеал усматривается в исполненности всех мыслимых наслаждений, то идеальное и должное оказываются сведенными к нереализованному наличному — к желанию. Гедонист уповает не просто на удовлетворение потребности, но на получение наслаждения. Последнее же возможно двояким образом: либо в разнузданности разнообразных желаний, либо в их упорядоченности и утонченности. Первый путь концентрированно выражен в моральном садизме, второй — в эротизме. И садизм (например, маркиза де Сада), и эротизм (например, Э. Арсан) содержат достаточно развитые и рационально обоснованные, хотя отличающиеся друг от друга в существенных чертах нормативные построения. В сравнении с садизмом эротизм представляет смягченную версию Гедонизма, что выражается главным образом в характере не исповедуемых ценностей, а той коммуникативной среды, в которой эти ценности утверждаются. В истории философии этическая критика Гедонизма имела целью не отказ от принципа наслаждения как такового, но ограничение — посредством принципов пользы, совершенства и человеколюбия — эгоистического своеволия. Как показатель исполненности желания и важный фактор жизненного благополучия человека наслаждение является безусловной положительной ценностью.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ГЕДОНИЗМ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ГЕДОНИЗМ