Социология в Украине

ГАРМОНИЯ (harmony)

Греческий harmonia — созвучие, согласие. Категория эстетики, означающая устойчивую и художественно значимую целостность, которая является динамическим результатом качественного различия и противоположности элементов, составляющих эту целостность. Противоположность Гармония — «хаос» или «дисгармония», в которых эта целостность отсутствует и где отдельные части не согласуются друг с другом и не составляют единого целого. Универсальность Гармонии как эстетической категории, ее свойства проявляются и в искусстве, и в природе, и в эстетической деятельности человека, при соотнесении ее со смежными понятиями, такими, как «мера», «ритм», «пропорция», «симметрия», которые характеризуют чаще всего формальную сторону в организации целостного предмета или явления. Уже античные философы связывали понятие Гармонии с разнообразными явлениями социальной жизни и природы, истолковывая его в космологическом, социальном, этическом и эстетическом смыслах. Так, в «Илиаде» Гомера оно означает «соглашение», «мир», «согласие». В «Одиссее» слово Гармония употребляется в еще более конкретном смысле, здесь оно означает «скрепы», «гвозди» (Одиссей, строя корабль, сбивает его «гармониями», то есть скрепами). Первое развитое учение о Гармонии принадлежит пифагорейцам. Они учили о гармоничном устройстве космоса, о «гармонии сфер», о том, что в основе Гармонии лежат числовые пропорции. Гераклит акцентировал внимание на то, что Гармония связана с борьбой противоположностей и что без борьбы нет Гармонии. Одним из первых он высказал идею о выразительных возможностях Гармонии — для него «скрытая» Гармония сильнее «явной». Существенный вклад в понимании Гармонии как меры, или середины (mesotes) между крайностями, внес Аристотель. Гармоничное состояние, при котором ничего нельзя отнять или прибавить, сближается Аристотелем с совершенством. Средневековье сохраняет античные представления о Гармонии, в частности учение о «гармонии сфер», на котором основывалась не только музыкальная теория, но и космологические представления об устройстве Вселенной. Отцы церкви, в частности Григорий Нисский, Василий Великий, развивают идею о единстве микро- и макрокосмоса. В русле неоплатонической традиции складывается представление о красоте как определенном единстве пропорции и света (consonantia et claritas), оно доминирует в эстетических представлениях средневековых мыслителей. В эпоху Возрождения формируется новое понимание мира и личности человека, которое приходит на смену традиционной средневековой иерархии божественного и человеческого и в духе новоевропейского антропоцентризма ставит человека в центр мироздания. Универсальное распространение находит представление о Гармонии как основе природы, искусства, человеческой личности. По словам Альберти, Гармония охватывает всю человеческую жизнь, пронизывает природу вещей. Ибо все, что производит природа, все это соразмеряется законом Гармонии. В эту эпоху представление о ней расширилось и обогатилось. Наряду с объективным ее пониманием как определенного типа красоты, основанного на пропорции частей и математической симметрии, Гармония стала пониматься и как субъективная красота, лишенная формальной правильности. Поэтому наряду с понятием Гармонии широко распространяется представление о грации. Это понятие широко используют Аньоло Фиренцуола, Бальдассаре Кастильоне, Леон Эбрео. В последующем грация как единство внутренней и внешней красоты присутствует в эстетических работах Локка, Шефтсбери, Бёрка, Шиллера. В философии нового времени возникают новые подходы к пониманию Гармонии, например, учение Лейбница о предустановленной гармонии. В немецкой классической эстетике Гармония рассматривается в качестве важной диалектической категории. Существенный вклад в такое понимание внесло гегелевское учение о мере и различных (символической, классической и романтической) исторических формах развития искусства как отношения мерности и безмерного. Эстетика романтиков обнаруживала в прекрасном момент дисгармонии, коллизии, проистекающий из недостижимости эстетического идеала. В истории эстетики можно обнаружить три типа понимания Гармонии, которые продолжают существовать и в современном эстетическом сознании: математическое, эстетическое и художественное. В математическом смысле слова Гармония воспринималась как определенный вид математических пропорций, как равенство и соразмерность частей друг с другом и с целым. В эстетическом смысле Гармонию понимали не только в количественном, но и в качественном отношении, как выражение внутренней меры вещей, которое приносит эстетическое удовольствие и представление о совершенстве. Наконец, художественное понимание Гармонии связывает ее с природой искусства, с типом и структурой гармонизации материала в живописи, архитектуре, музыке, поэзии. В соответствии с этим существуют теории и практические методы достижения музыкальной, живописной или поэтической Гармонии. Современная литература, посвященная проблемам Гармонии, невелика. Интерес представляет попытка французского эстетика Шарля Лало (в 1926) построить всю систему эстетических категорий на основе трех типов Гармонии: «достигнутой» (прекрасное, грандиозное, изящное), «отыскиваемой» (возвышенное, трагическое, драматическое) и «потерянной» (остроумие, комическое, юмор). Другой французский философ Андре Ламуш в своей пятитомной «Теории гармонии» (1961) попытался построить универсальную систему гармонизации художественной формы. Один из кардинальных аспектов понимания этой категории — является ли эстетическая Гармония отражением Гармонии природы, мироздания? Соответствуют ли человеческие меры мерам природы или человек налагает их на природу? Ответы на эти вопросы предлагают не только эстетические исследования, но и представления современной физики о симметрии и асимметрии мира, данные кристаллографии, которая обнаруживает сходство законов образования природных структур с законами эстетической и художественной Гармонии. Для современного понимания сущности Гармонии важно осознание нынешних экологических проблем необходимости сохранения богатства, красоты и Гармонии природной среды.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ГАРМОНИЯ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ГАРМОНИЯ