Социология в Украине

ВНУТРЕННИЙ МИР, ВНЕШНИЙ МИР (internal, external)

Понятия, фиксирующие различие между всем тем, что относится к душевной жизни человека, и тем, что не относится к ней. Это различие связано с более фундаментальными отношениями между материальным и идеальным, субъектом и объектом, но не совпадает с ними, так как проводится по отношению к индивидуальному сознанию. Так, к явлениям внешнего для человека мира наряду с материальными вещами и процессами относятся живые существа, другие люди, также обладающие Внутренним миром. Знание о чужой душевной жизни есть особый вид знания о Внешнем мире. С другой стороны, объектом для человека могут быть явления и процессы его собственного Внутреннего мира: восприятия, воспоминания, размышления, эмоции и тому подобное. В истории философии различие между этими мирами описывалось в понятиях имманентного и трансцендентного, субъективного, транссубъективного и объективного. Обычно указываются следующие отличия объектов Внешнего мира и явлений Внутреннего мира: первые локализованы в пространстве и времени, вторые не имеют пространственного существования и менее жестко связаны со временем; на материальные объекты Внешнего мира можно физически воздействовать — передвигать, деформировать и тому подобное, тогда как явления Внутреннего мира можно лишь непосредственно переживать и исследовать в самонаблюдении; первые доступны в наблюдении разным субъектам, их можно наблюдать повторно, вторые индивидуальны и допускают повторное рассмотрение лишь в актах воспоминания. Многие философские учения (Декарт, Беркли, Юм, Фихте, имманентная философия, феноменология и другие) постулируют опосредованный характер восприятия и познания Внешнего мира и непосредственную данность Внутреннего мира, а также особую достоверность явлений последнего по сравнению с опытам о внешних объектах. Критика этой позиции была предпринята Кантом, который, опровергая идеализм Декарта, доказывал, что опыт о Внутреннем мире не обладает привилегированной непосредственностью и достоверностью, но, напротив, «сам внутренний опыт возможен только опосредованно и только при помощи внешнего опыта». В современной философии сходная аргументация продолжена английский философом П. Стросоном в работе «Индивиды» (1959), где показано, что идентификация явлений любого вида требует связанной системы публично наблюдаемых и достаточно постоянных объектов. Такую систему формируют только материальные объекты Внешнего мира. Поэтому лишь они могут быть описаны независимо от другие объектов, тогда как все остальные, и в частности явления Внутреннего мира, могут быть идентифицированы и описаны лишь в отношении к системе внешних объектов.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ВНУТРЕННИЙ МИР, ВНЕШНИЙ МИР

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ВНУТРЕННИЙ МИР, ВНЕШНИЙ МИР