Социология в Украине

ВИНА (guilt)

Осознание нарушения нравственного или юридического закона; отношение личности к своему безнравственному действию (бездействию) и его последствиям. Определяющим основанием Вины является свобода выбора личности: человек свободен, а значит, ответствен за свои поступки. Исторически первое представление о Вине связано с идеей «родовой ответственности» (Бердяев): все за всех ответственны, что выражалось в кровной мести, в вере в проклятие рода. Человек не отдавал себе отчета в том, что совершено им самим, а что является следствием рока (трагедия Эдипа). В античности возникает концепция «невольной вины»: человек совершает преступление по неведению. «Никто не делает зла по собственной воле» (Сократ). Но и неведение заслуживает осуждения (Аристотель). Анализируя «неправосудные поступки», Аристотель приходит к выводу о том, что человек способен обладать положительными нравственными представлениями, а значит, ответствен за совершаемые им поступки, хотя искренне страдающий и раскаивающийся человек, совершивший трагическую ошибку, вызывает сочувствие. С утверждением христианства в европейское сознание прочно вошло понятие греха — нарушения морального закона как божественной заповеди. Идея человеческой природы, испорченной первородным грехом, оказала заметное влияние на формирование нравственности как в средние века, так и в последующие эпохи. В средневековой этике, например в трактатах Августина, последствия первородного греха усматриваются в человеческом тщеславии, в слабости воли, в активном стремлении к злу. Миф о грехопадении человека получил и другие многообразные интерпретации, так, по Кьеркегору, виновность оказывается предпосылкой духовности; согласно Бердяеву, миф о грехопадении человека есть миф о величии человека. Становление понятия греховности свидетельствует о переходе от безличной ответственности к идее личной виновности. Понятие «Вины» тесно связано с другие понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими, как ответственность, совесть, долг. В праве для выяснения сущности Вины рассматривают мотивацию поступка, интеллектуальный, волевой и эмоциональный элементы поведения, устанавливая при этом две формы Вины: умысла и неосторожности (осознанной или неосознанной Вины). «Юридически кто-либо виновен, если совершил действие, направленное против права другого. Но этически он виновен уже тогда, когда у него лишь возникла мысль о том, чтобы совершить такое действие» (Кант). Моральная Вина влечет моральное осуждение, искупается раскаянием и исправлением своего поведения. Виновность может быть осознана не только как личная, но и как коллективная, общественная, в том случае, если человек ощущает себя втянутым в несправедливую социальную систему и разделяет общую ответственность.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ВИНА

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ВИНА