Социология в Украине

ВЕЩЬ В СЕБЕ (thing-in-itself)

От немецкого Ding an sich. Понятие, обозначающее вещи как они существуют сами по себе, вне познающего субъекта, в отличие от их «явления для нас», опосредованного способами познания и формами знания о них. Кант разработал и обосновал различные содержательные аспекты, смысловые значения и функции этого понятия. Признавая безусловное существование «Вещи в себе» в качестве объективной реальности, Кант, вопреки агностическому тезису о ее непознаваемости, усматривает в ней причину ощущения, или источник «многообразного в явлении». Воздействие «Вещи в себе» на чувства наряду с активной и самостоятельной деятельностью «чистых» познавательных способностей субъекта является необходимым условием возможности опыта или предметного знания, представляющих собой единство чувственно-данного эмпирического содержания и априорных форм созерцания и мышления. По своему генезису и структуре такое знание может выступать только в форме обусловленного и конечного образования, претендующего лишь на конкретное и относительно истинное освоение объективной реальности — бесконечной и неисчерпаемой по своему содержанию. Исходя из этого факта, а также необходимости различения между познанным и непознанным, Кант, с одной стороны, радикально противопоставляет явления опыта, или предметы знания, вещам самим по себе, а с другой — наделяет последние значением демаркационного и проблематического понятия ноумена. Помимо обозначения сферы непознанного это понятие служит для ограничения притязаний относительно истинного знания на обладание абсолютной и безусловной истиной, то есть на полное и исчерпывающее познание «Вещи в себе». Однако, поскольку человеческому разуму присуща естественная и неизбежная склонность к такому познанию, он стремится покинуть пределы опыта, перейти от конкретного и ограниченного научного знания к абсолютному метафизическому познанию Безусловного или того, что лежит в основе человеческой души, мира в целом и всего сущего. Попытки достижения такого знания приводят к возникновению так называемых трансцендентальных идей разума, то есть иллюзорных представлений о «Вещах в себе» как особых умопостигаемых сущностях — о бессмертной человеческой душе, о мире в целом и о Боге. Показывая, что эти три идеи разума (психологическая, космологическая и теологическая) имеют необоснованный, антиномичный и ошибочный характер и потому не могут претендовать на познание «Вещи в себе», Кант тем не менее допускает возможность трансцендентальной идеи свободы или свободной, необусловленной причинности в качестве свойства «Вещи в себе». Однако в данном случае это понятие выступает в новом значении, противоположном первому: теперь оно служит для обозначения не трансцендентного и непознаваемого объекта, а умопостигаемого, или ноуменального, субъекта, его способности спонтанно начинать ряд состояний или событий, к свободному самоопределению своей воли, независимо от всех чувственных или эмпирических условий и необходимых законов природы. Предприняв детальный анализ этой способности в учении о нравственности, художественном вкусе и культуре вообще, Кант развивает понятие «Вещи в себе» в указанном — субъективном — смысле в развернутую и целостную концепцию человека как субъекта свободной, целеполагающей и творчески-продуктивной деятельности. Вещь в себе в значении реально существующего, бесконечного и неисчерпаемого мира выступает теперь в качестве объекта свободной целеполагающей деятельности ноуменального субъекта, столь же бесконечного по своим потенциальным способностям к творческому освоению и преобразованию мира, а также к созиданию «второй природы», или мира культуры. Непознаваемость Вещи в себе в значении субъекта служит выражением именно этой неисчерпаемой, свободной и творческой природы человека, не сводимой ни к каким конкретным результатам и проявлениям его деятельности. По этой же причине именно человек выступает в качестве высшей нравственной ценности и конечной цели всего сущего, то есть в качестве существа, относительно которого «уже нельзя спрашивать, для чего он существует», и без которого ничто в мире, в природе и культуре не имело бы никакой ценности. Таким образом, оба основных значения понятия «Вещи в себе» — объективное и субъективное — играют роль исходных предпосылок философского мировоззрения, нашедшего образное выражение в знаменитых словах Канта о «звездном небе надо мной и моральном законе во мне» как двух вещах, которые «наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением».


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ВЕЩЬ В СЕБЕ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ВЕЩЬ В СЕБЕ