Социология в Украине

ВЕРА (faith)

Состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности. В истории философии и психологии можно различить три вида теорий Веры: эмоциональные, рассматривающие Веру преимущественно как чувство (Юм, Джеймс и другие); интеллектуальные, в которых Веры трактуется как феномен интеллекта (Дж. Ст. Милль, Брентано, Гегель и другие); волевые, признающие Веру атрибутом воли (Декарт, Фихте и другие). В античной философии Вера рассматривалась как предпосылка любого, в том числе научного, познания. Так, аксиомы и постулаты — это положения, не нуждающиеся в обосновании и основанные на Вере, причем последняя отождествляется с самоочевидностью. Сторонники эмпиризма нового времени (Юм, Ф. Бэкон и другие) относили к Вере те положения и принципы, которые нельзя обосновать посредством чувственного познания. Кант связывал с Верой все положения, выходящие за пределы возможного опыта, и поэтому считал существование мира ноуменов («вещей в себе») рационально необоснованным и тем самым опирающимся на Веру. Сторонники неопозитивизма предпочитают говорить о рациональной вере, определяемой степенью подтверждения гипотезы эмпирическими данными. С другой стороны, есть философы, защищающие субъективно-иррациональный взгляд на Веру. Промежуточную позицию занимают, например, сторонники персоналистской концепции, приписывающие Вере субъективное значение, но в то же время требующие, чтобы степень Веры удовлетворяла аксиомам исчисления вероятностей. Различные подходы к Вере существенно сказываются в методологическом анализе научного познания, в том числе проблем подтверждения и обоснования гипотез и теорий науки. Вера является необходимым элементом индивидуального и общественного сознания, важным моментом деятельности людей. Объекты Веры — факты, явления, тенденции развития природной и социальной действительности — не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект Веры представляется существующим в действительности, образно, эмоционально. В качестве субъекта Веры может выступать индивид, социальная группа и общество в целом. Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы. Вера — важный элемент ценностного сознания наряду с такими категориями, как надежда и любовь. Особым случаем проявления феномена Веры является религиозная Вера. Теология признает религиозную Веру неотъемлемым свойством человеческой души или же благодатью, даруемой Богом. В этом смысле Вера противопоставляется разуму, знанию или же находится их более диалектичное соотношение.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ВЕРА

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ВЕРА