Социология в Украине

БУДДИЗМ В КИТАЕ (buddhism in china)

Философско-религиозное течение, начавшее проникать в Китай на рубеже нашей эры из Индии. Процесс адаптации Буддизма к китайской культуре продолжался несколько столетий и привел к возникновению самобытных форм буддийской философии и культовой практики. Буддийские проповедники проникли в Китай по Великому шелковому пути еще в 1 в. нашей эры из Кушанского царства (на стыке Северной Индии и Средней Азии. Традиция считает первым центром Буддизма монастырь Баймасы близ Лояна (провинция Хэнань). Первым переводчиком буддийских текстов на китайский язык, имя которого сохранила история, был Ань Шигао, прибывший из Парфии в 148. Посвящения китайских послушников в монахи стали регулярными в 3 в. в монастыре Баймасы при Дхармакале — виднейшем деятеле китайского Буддизма того времени. С конца 3 в. крупным центром Буддизма стал Чанъань — резиденция Дхармаракши, выходца из Восточного Туркестана, переводчика и организатора перевода важнейших текстов махаяны. В 4 — начале 5 в. при Кумарадживе переводческая деятельность иностранных миссионеров достигла пика и в ней уже широко участвовали буддисты-китайцы. Расцвет Буддизма в Китае приходится на 6—8 вв., когда там насчитывалось несколько десятков тысяч монастырей, миллионы монахов и послушников. Важнейшими социальными функциями Буддизма, сохранившимися в последующие столетия, стали обеспечение погребальных церемоний, поминовение душ усопших, благотворительность — помощь голодающим, больным и тому подобное. «Китаизация» буддийских доктрин привела к возникновению самобытных школ Буддизма, крупнейшие из которых развивали традиции различных направлений махаяны. Например, школа Саньлунь, основателями которой считаются Саньлань (6 в.) и Цзицзан (6 — нач. 7 в.), продолжила учение мадхьямики, наиболее радикально отрицающее реальность и внешнего, и внутреннего мира. Учение школы Вэйши восходит к реформированной в 7 в. Сюаньцзаном и его учеником Куйцзи традиции виджнянавады (йогачары), которая в отличие от мадхьямики признает реальность внутреннего мира. Ряд школ китайского Буддизма махаяны, например Хуаянь, Чань и Тяньтай, не имеют индийских аналогов. Школа Хуаянь, основы учения которой заложены Душунем (6—7 вв.) и систематизированы Фацзаном (7 — нач. 8 в.), сочетала положения мадхьямики и виджнянавады, рассматривая мир как универсум, полностью присутствующий в каждом из составляющих его элементов. Хуаянь, акцентировавшая разработку философских проблем бытия, дополняла и подкрепляла теоретические основания школы Чань, делавшей упор на практику постижения высшей истины посредством интуитивного озарения. Ее создание приписывается полулегендарному индийскому миссионеру Бодхидхарме (конец 5 — начало 6 в.), а оформление ее основных доктрин связывается главный образом с именем Ху-эйнэна (7 в.). Одно из крупнейших ранних течений китайского Буддизма — школа Тяньтай, основные доктрины которой разработал Чжии (6 в.), стремилась к синтезу учений других направлений махаяны и настаивала на идее присутствия «природы будды» во всем сущем. Интегрирующую роль в китайском Буддизме играла школа Люй, восходящая к индийскому миссионеру Дхармакале (сер. 3 в.) и окончательно доктринально оформленная в 7 в. Дюосюанем. Главным условием спасения ее учителя объявляли скрупулезное соблюдение монашеских уставов (винаи, китайский люй), подкрепленное медитативным постижением их внутреннего смысла. Уставы школы Люй поныне приняты в крупнейших буддийских монастырях Китая. Китайский Буддизм способствовал усилению проидеалистических тенденций в китайской философии, проявившихся в проблематике и понятийном аппарате даосизма и неоконфуцианства, например, в даосизме появились креационистские идеи, не свойственные ни китайской традиции, ни индийскому Буддизму; центральные в неоконфуцианстве категории «ли» («принцип») и «синь» («сердце») были разработаны при участии буддийской мысли и тому подобное. Некоторые даосские и конфуцианские мыслители сознательно обращались к буддийским идеям (например, Сунь Чо, 4 в.; Ван Янмин, конец 15 — начало 16 в.; Ван Тинсян, 17 в.), но по преимуществу воздействие буддийских доктрин на китайскую идеологию проходило опосредованно и стихийно по мере адаптации Буддизма к китайской культуре. На уровне «книжной» культуры дистанция между Буддизмом и его идеологическими оппонентами неизменно сохранялась. К началу 20 в. Буддизм в Китае почти полностью растворился в синкретической народной религии. Однако начавшееся в конце 19 — начале 20 в. обновленческое движение в Буддизме приостановило этот процесс. «Обновленцы» ставили перед собой задачу возрождения Буддизма в «первоначальной чистоте» и в то же время его модернизацию, с тем чтобы его идеология и практика больше соответствовали текущим потребностям страны. В 1912 была создана Ассоциация китайских буддистов, затем подобные организации возникли в различных городах и провинциях Китая. Все они преследовали цели защиты собственности буддийских общин, объединения последователей Буддизма, усиления его влияния на общественно-политическую жизнь страны. Однако острые разногласия между их лидерами помешали ассоциации стать значительной общественной силой. Ассоциация китайских буддистов была воссоздана в 1953 и поныне является действующей организацией.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с БУДДИЗМ В КИТАЕ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Похоже, ни у кого не дошли до этого руки.

Книги, в которых есть упоминания о БУДДИЗМ В КИТАЕ