Социология в Украине

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО (godbuilding)

Религиозно-философское течение, возникшее в русской социал-демократии после революции 1905—1907. Репрессии властей, распад массовых движений, деморализация общества оживили интерес к религиозно-нравственным проблемам. Среди либеральной интеллигенции распространилось богоискательство — своего рода протест против официального православия и церкви, терявших авторитет из-за их связи с антинародным государством. В то же время оно было формой поиска новых аргументов для обоснования и укрепления христианских ценностей. Интерес к религии усилился и в рабочих слоях, и среди социал-демократов, многие из которых, осмысливая социалистические идеалы, стремились придавать им религиозную окраску. Вчерашние революционеры и атеисты, в отличие от «богоискателей», заговорили о Богостроительстве, подразумевая под этим создание (ибо «богов не ищут, их создают») новых сверхиндивидуальных объектов религиозного «поклонения». Таковы, по мнению богостроителей (Базаров, Горький, Луначарский, Юшкевич и другие), вполне рационально толкуемые марксизмом «природа-космос», «труд», «техника», «коллектив», «творчество». Луначарский, больше всех писавший о «богосочинительстве», увидел в теории научного социализма «пятую великую религию, формулированную иудейством» (первые четыре — иудаизм и вышедшие из него христианство, ислам и пантеизм Спинозы). В учении Маркса («пятой религии») уже «нет и не может возникнуть никаких трансцендентальных представлений». Это «религия без Бога», то есть религиозный атеизм. Согласно Богостроительству, суть всякой религии заключается в ценностной ориентации, в снятии противоречия между идеалом и действительностью. Этому лучше всего удовлетворяет Марксова теория социализма, становясь «высшей формой религиозности». Таким образом, социализм — «религия труда», активизма, основанная не на мистических началах, а на реализме «чистого опыта» (центральное понятие философии Авенариуса). Отбросив «ветхий плащ старого материализма» (Луначарский), богостроители опирались на эмпириокритицизм, «на философию коллективизма» Богданова с ее идеей организации опыта. В качестве «организующих» они рассматривали и религиозные понятия (Бог, вера, чудо и другие). Они полагали, что в религиозной оболочке научный социализм в России будет легче усваиваться массами, особенно крестьянами. Ленин и Плеханов выступили против подобного синтеза. Позднее сам Луначарский назвал создание «богостроительской» теории своим «самым ложным шагом» и признал справедливость критики в ее адрес. К началу Первой мировой войны Богостроительство как течение перестало существовать, хотя отдельные его элементы у ряда философов прослеживаются и позднее. В современной России, в которой четко просматриваются кризисно- декадентские черты начала века, идеи соединения социализма и религии снова стали популярны (особенно в 90-е гг.) среди части левой интеллигенции.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

Нет ничего в библиотеке.