Социология в Украине

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО (godseeking)

Религиозно-философское течение, возникшее в начале 20 века в среде русской либеральной интеллигенции — философов, литераторов, «новоправославных» священников (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков, 3. Н. Гиппиус, Н. М. Минский, Д. В. Философов, А. В. Карташев и другие). Уже в конце 19 века часть русской интеллигенции, названная Булгаковым в сборнике «Вехи» «духовно-аристократической», стала отходить от ценностей демократической интеллигенции в направлении консерватизма и религиозно-национальной идеи. В 1901 в Петербурге во многом благодаря инициативе Мережковского были основаны Религиозно-философские собрания под председательством будущего патриарха епископа Сергия (Страгородского), на которых светские и церковные богоискатели обсуждали проблемы обновления православия на основе «нового Откровения» и «святой плоти». Подобные же собрания в 1901—1903 происходили в Москве, Киеве, Тифлисе и некоторых других городах. Работы богоискателей печатались в журналах «Новый путь» (Спб., 1903—1904), «Вопросы жизни» (Спб., 1905), «Весы» (М„ 1904—1909) и другие, а также в сборнике «Проблемы идеализма» (М., 1902), «Вопросы религии» (М., 1906—1908), «Вехи» (М., 1909), «Из глубины» (М., 1918). Среди богоискателей можно выделить два основных направления. Представители первого обращались не только к идеям В. С. Соловьева и Достоевского, но и Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше (Мережковский, Бердяев, Розанов, Шестов и другие), а представители второго помимо учения Соловьева активно использовали сочинения отцов церкви и были ближе к традиционному православию (Флоренский, Булгаков). Если второе направление можно условно назвать «софиологическим» в связи с большим значением, которое приобрела в нем идея Софии, то первое, как главенствующее, получило множество наименований: «неохристианство», «новое религиозное сознание», «новый идеализм», «мистический реализм», «трансцендентный индивидуализм» и так далее. По мнению Мережковского, «новое религиозное сознание» должно вести к слиянию неба и земли, духа и плоти, христианства и язычества. Бердяев подчеркивал «безмерную ценность индивидуальности» и таинственную, религиозную сущность любого творчества. Стремление построить на основе обновленного христианства «новую культуру» и «новую общественность» он связывал с борьбой против исторического (пытки, гонения, сращивание православия с самодержавием) христианства. Интеллигенция, по его мнению, отошла от глубины бытия, от ценностей личности, свободы и творчества, от национальных чувств, а народ в революционное время во многом предстал не «богоносцем», а «громилой с черной душой». «Без Бога не может жить народ, разлагается человек» («Духовный кризис интеллигенции», 1910). Конечной общественной целью для Мережковского была богочеловеческая «безгосударственная религиозная общественность», а для Бердяева — теократия как тысячелетнее «непосредственное царство Христа» на земле, которая в политическом отношении близка к анархизму, в экономическом — к социализму, а в мистическом — к религии Бога «любви, свободы и жизни» («Новое религиозное сознание и общественность», 1907). Послеоктябрьской революции деятельность большинства неохристиан протекала за рубежом. С Богоискательством в значительной мере связана специфика русской духовной культуры начала 20 в.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

Кто из ученых занимался данным вопросом

Похоже, ни у кого не дошли до этого руки.

Книги, в которых есть упоминания о БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

Нет ничего в библиотеке.