Социология в Украине

БОГ (god)

Славянский — наделяющий богатством; древнеиранский baga — господин, участь; древнеиндийский bhaga — удача, счастье, дарующий; латинский йеив; греческий Шеов; индийский deva — светить, сиять. Одно из основных религиозно-богословских понятий, означающее некую сверхъестественную сущность, выступающую объектом поклонения. В число атрибутивных характеристик Бога входят совершенные качества: Бог является всемогущим, всеблагим, всеведущим, всепрощающим, вечным и тому подобное. Наиболее ранний образ Бога — это племенной Бог, объединитель и покровитель конкретного племени. Затем возникают представления о межплеменных Богах — Боги племен-победителей, подчиняющих себе Богов завоеванных племен. Таким образом складывается политеизм (многобожие), который в дальнейшем через генотеизм (вера в одного Бога, не отрицающая наличия множества других Богов) постепенно преодолевается в монотеизме (единобожии), свойственном развитым религиям (иудаизм, христианство, ислам). В той или иной религиозной системе Бог может быть представлен как личный персонифицированный Бог (например, Зевс) или как некая абсолютная безличная субстанция. Боги разных народов могут различаться по принципу зоо- морфности или антропоморфности. Так, Боги древних греков человекоподобны: они рождены подобно людям, хотя и бессмертны, выглядят похожими на людей, ведут себя, как люди. В отличие от этого единый Бог монотеизма (например, в исламе) есть существо духовное и находящееся превыше мира. В зависимости от функций Бога, связанных с проявлением его присутствия в мире, можно выделить деистические (родоначальником деизма стал лорд Чербери; деистами были Вольтер, Руссо, Лейбниц, Лессинг и другие) и пантеистические (родоначальник пантеизма — Толанд; пантеистами были Николай Кузанский, Спиноза, Кампанелла, Бруно и другие) представления о Боге. Обоснование бытия Бога является одним из ключевых элементов христианской теологии. Оно строится либо на иррациональной, либо на рациональной основе. Иррациональный путь — путь веры, суть которого кратко выразил Тертуллиан («Верую, потому что абсурдно»). Более сложную форму принимают попытки рационально доказать существование Бога. Их существует много. Одной из первых было онтологическое доказательство бытия Бога. Оно восходит к Августину и Ансельму Кентерберийскому. Его суть сводится к следующему: мы мыслим Бога как всесовершенное существо. В число атрибутов такого существа с необходимостью входит атрибут существования. Следовательно, Бог не только мыслится, но и существует. Это доказательство основывается на определенных гносеологических предпосылках, а именно на признании абсолютного тождества сознания и бытия. Но в сознании человека могут существовать понятия и идеи, которым ничего не соответствует в действительности. С этой точки зрения онтологическое доказательство становится весьма уязвимым. Поэтому сразу же после его формулировки оно было подвергнуто критике не только со стороны свободомыслящих философов, но и со стороны теологов и религиозных деятелей. В средние века и в новое время большой популярностью пользовались пять доказательств бытия Бога, сформулированные Фомой Аквинским. Первое из этих доказательств отправляется от факта всеобщего движения в мире и метафизической трактовки источника движения. На этом основании делается вывод о существовании перводвигателя, которым и является Бог. Второе доказательство, опираясь на всеобщую причинную обусловленность явлений в мире, апеллирует к их первопричине, которая отождествляется с Богом. Третье доказательство констатирует наличие в мире случайных явлений. Однако последние, по мнению Аквината, не могут существовать сами по себе. Они должны порождаться чем-то необходимым, то есть Бога. Четвертое доказательство исходит из предпосылки, что в вещах проявляются различные степени совершенства. Но эта иерархия совершенств, по мнению Аквината, не может быть бесконечной. Следовательно, должно существовать нечто абсолютно совершенное, а именно Бог. Пятое доказательство исходит из посылки, что в мире господствует целесообразность. Отсюда делается вывод, что существует какое-то высшее целеполагающее начало, являющееся источником целесообразности всех вещей и явлений. Это начало и есть Бог. Перечисленные доказательства основаны на ограниченном истолковании проблем движения, причинности, случайности и необходимости, степеней совершенства, целесообразности. Если во времена Фомы Аквинского подобная трактовка указанных проблем отражала уровень научного и философского познания и удовлетворяла интеллектуальные потребности большинства людей, то в настоящее время она стала анахронизмом. Об этом говорят не только современные философы, но и теологи, которые разрабатывают новые доказательства бытия Бога: историческое (от наличия представлений о Боге у всех народов — к признанию его существования), антрополого-психологическое (поскольку человек чувствует Бога, переживает встречу с ним, то Бог существует), а также нравственное, гносеологическое и другое. Однако с позиций строгого рационализма и новые доказательства бытия Бога не выдерживают критики, а следовательно, основной постулат о существовании Бога либо должен быть принят на веру, либо — рассматриваться как гипотеза, которую фактически невозможно ни опровергнуть, ни доказать. В большинстве религий утверждается, что приобщиться к Богу человек может посредством молитв, соблюдения религиозных обрядов и таинств, а также благодаря практическому стремлению к праведному образу жизни. Непосредственным источником богопознания в развитых религиях является священный текст: Тора — в иудаизме, Библия — в христианстве, Коран — в исламе, Типитака — в буддизме, Зенд-Авеста — в зороастризме. У некоторых народов запрещается произносить вслух имя Бога: такие табу отражены, например, в Ветхом Завете — имя Бога « Яхве» запрещено произносить, при чтении оно заменяется на «Адонай» (еврейский — «Мой Господь»),


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с БОГ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о БОГ

Нет ничего в библиотеке.