Социология в Украине

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (unconscious)

Неосознаваемое, подсознательное, досознательное. Категория философии и психологии, получившая весьма противоречивое толкование. Существует также точка зрения, оспаривающая реальность Бессознательного. Предысторией Бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе — припоминании душой всеобщих истин, созерцавшихся ею до вселения в тело. В философии нового времени Декартом была основана традиция, которая связывала сферу духовного, психического исключительно с сознанием. Позднее Лейбниц выдвинул положение о «малых перцепциях» — досознательных психических актах, которые он отличал от сознательной апперцепции. Важной вехой в развитии идеи Бессознательного стала натурфилософия Шеллинга. В ней Бессознательное трактовалось гилозоистически — как присущий природе «дремлющий дух», просыпающийся полностью лишь в человечестве. Высшую форму духовности он видел в искусстве, где происходит наиболее адекватное слияние с Бессознательным, «поэзией природы». Эти взгляды Шеллинга были весьма созвучны идеям иенских романтиков, которые, в отличие от него, резко противопоставляли Бессознательное как эстетическое переживание мира рассудочному, понятийному систематизированию его. Линию на субстанциализацию и иррационализацию Бессознательного, идущую от Шеллинга и романтиков, активно продолжили Шопенгауэр, Э. фон Гартман, Ницше и Бергсон. В то же время в 19 в. возникают и другие подходы к Бессознательному. Так, у Гербарта, Фехнера и Вундта Бессознательное — это до-сознательное психическое, которое потенциально способно войти в сферу сознания, ибо отличается от него лишь в количественном отношении. Несколько отличной от них является точка зрения Гельмгольца, выдвинувшего концепцию «бессознательных умозаключений», под которыми подразумевался скрытый от сознания синтез ощущений. Еще одно направление в осмыслении Бессознательного было связано с изучением психопатологических и гипнотических явлений. В основе их, считали Бернгейм, Льебо, Шарко, Жане и другие, лежат динамические процессы чисто психологического характера, которые протекают вне сознания, не контролируются им и отличны от феноменов сознания. Специфика данного подхода к Бессознательному заключается также в смещении его проблематики в мотивационную сферу, поиск Бессознательных детерминант поведения. Создателем наиболее распространенной и влиятельной концепции Бессознательного в 20 в. был Фрейд. Он различал собственно Бессознательное — то, что вообще никогда не осознается в оригинальном виде (сексуальные и агрессивные влечения, а также вытесненные из сознания мысли, впечатления, импульсы), а также предсознательное — то, что может осознаваться при определенных условиях (нормы морали, ценности, компоненты рационально-волевой сферы). Осознаваться может только то, что совместимо с социокультурной конституцией личности. Сознание же связано с восприятием внешнего мира и управлением моторными актами. К области Бессознательного Фрейд относил и так называемое «архаическое наследство» человечества — коллективную копилку представлений, типических реакций и механизмов психики. Идея «коллективного Бессознательного» стала одной из центральных в концепции Юнга. Интересные результаты, проливающие свет на некоторые аспекты Бессознательного, были получены Д. Н. Узнадзе и его последователями при изучении феномена неосознаваемой установки, то есть психической готовности к совершению того или иного умственного или физического действия.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ