Социология в Украине

АУТЕНТИЧНОСТЬ (authenticity)

От греческого authentikos — подлинный, действительный, настоящий. Термин, используемый в философии в качестве оценочной характеристики текста, информации, смысла, а также способа существования человека, способа коммуникации и так далее. 1) В истории философии — это характеристика текста относительно возможности его написания тем автором, который в силу определенных обстоятельств традиционно с ним соотносится. В результате тексты философов разделяются на аутентичные, неаутентичные и сомнительные. Особняком стоят так называемые анонимные тексты, об авторстве которых традиция умалчивает. Проблема Аутентичности философских текстов приобретает особую сложность, когда мы имеем дело с античными или средневековыми памятниками, и на это есть свои причины. Во-первых, учения многих древнегреческих философов, в особенности ранних, дошли до нас в позднейших выписках и пересказах. Однако в то время существовал обычай «вплетать» цитату в текст, ее начало и конец на письме никак не помечались, и только изредка доксограф начинал какую-нибудь буквальную цитату именно как таковую. Нередко изречение бралось им не из самого авторского произведения, а из ныне утерянного труда другого философа или доксографа. Не меньшая трудность возникает и в обратной ситуации — с дошедшими до нас произведениями, внутри которых исследователями выявляются неаутентичные куски — позднейшие вставки. Во-вторых, в процессе пересказа древних учений для выражения их сути авторы нередко использовали философскую терминологию более позднего происхождения, что создает для историков философии проблему терминологической Аутентичности данных пересказов. Возможно, что сами древние философы либо вообще не пользовались тем или иным словом, и оно имеет более позднее происхождение, либо еще не придавали ему того терминологически четкого философского смысла, который закрепился и получил распространение лишь в более позднее время. Здесь можно указать на современные споры по поводу возможности использования слова «философия» Пифагором, слова «гомеомерия» — Анаксагором, слова «Логос» как философского термина — Гераклитом и так далее. В-третьих, если авторство дошедшего до нас произведения традиционно связывается с неким конкретным именем, его Аутентичности все равно может время от времени подвергаться сомнению. Ведь текст мог быть внесен в корпус сочинения данного автора, составленный еще древний исследователями, по ошибке; случалось, что и сами создатели текстов порой сознательно шли на фальсификацию и приписывали их авторство каким-нибудь именитым людям, своим учителям или их непосредственным ученикам. К именам авторов тех текстов, которые не выдержали проверку на Аутентичности, обычно добавляют приставку «Псевдо-». Так, существуют Псевдо-Аристотелева «Экономика», произведения Псевдо-Плутарха и Псевдо-Лукиана, целый корпус сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита и так далее. Если же в такого рода тексте, в самом его начале, указано имя автора, то он называется псевдоэпиграфическим. Сегодня проблема Аутентичности текстов решается комплексно: здесь учитываются результаты и филологического, и культурно-исторического, и философского анализов, привлекается метод сравнительного анализа текстов. 2) В герменевтике Аутентичность — это характеристика толкования смысла текста на предмет соответствия его изначальному авторскому смыслу. На первый план выходит проблема исторической дистанции, отделяющей интерпретатора от несовременного ему автора произведения. Шлейермахер сформулировал тезис о том, что «писателя нужно понять лучше, чем он сам себя понимал», — задача, которая стала программной для всей современной герменевтики. Решение этой задачи она видит в том, чтобы по возможности успешно соединить между собой два подхода. Так, с одной стороны, в рамках философии жизни подлинным предметом понимания становится, собственно говоря, не столько сам текст, сколько внутренний мир его автора, а через него — и духовная жизнь той эпохи. Последняя объективируется вовне в виде права, религии, языка, норм морали и так далее. Произведение, таким образом, является лишь «единичным жизненным проявлением» ( Дильтей), и его следует понимать в единстве с другие жизненными проявлениями того же автора, а также с жизненными проявлениями породившей его эпохи. Ибо автор всегда творит в определенных исторических условиях, а потому любой памятник является сколком с духовной жизни эпохи. С другие стороны, по Хайдеггеру — в его учении о предокторассудке, — лучшее понимание текста достигается за счет того, что оно оказывается в конечном итоге самопониманием интерпретатора. Предокторассудок у Хайдеггера вовсе не означает, как это было в просветительской традиции, неверного суждения. Он есть то, что помогает нам, несмотря на историческую дистанцию, ощутить произведение как бы «своим». Таким образом, проблема поиска аутентичного смысла текста в совр. герменевтике теряет свою первоначальную простоту, оказывается чрезвычайно сложной и релятивизированной. 3) В современном философско-этическом смысле Аутентичным считается поведение, которое соответствует принятой индивидом ценностной ориентации (хотя оно может расходиться с нормами и ценностями, признанными в обществе или в его окружении). Понятия подлинности, «Аутентичности» и неподлинности особенно характерны для экзистенциальной философии и выступают (например, у Хайдеггера) как характеристики модусов «личного бытия» (существования) человека. Погруженный в обыденный мир (das Man) — мир обезличенности, суетности, двусмысленности (неаутентичная экзистенция), человек имеет возможность перейти к подлинному способу существования человека в мире, набравшись мужества жить «бытием к смерти», понимая и принимая свою конечность, временность. Согласно Ясперсу, такой переход совершается в пограничных ситуациях: перед лицом смерти, страдания, вины, крушения своих сложившихся представлений о мире человек становится самим собой, в испытываемом потрясении с необходимостью проявляется его подлинная природа. Говоря о назначении философии, о единстве и индивидуальности человека и его связи с универсумом, о принятии того или иного выбора, экзистенциалисты отличают подлинное решение этих проблем от их ложных интерпретаций. Психологическая (особенно психоаналитически ориентированная) теория также использует понятия «Аутентичности» и «неаутентичности», связывая их, в частности, с искренним или неискренним поведением личности. Неаутентичное поведение обычно рассматривается в качестве одного из защитных механизмов субъекта (например, неискренность помогает избежать конфликтной ситуации). При этом трудно выделить четкие критерии для различения этих понятий. Вместе с тем именно обретение таких форм поведения, которые отвечают внутренним ценностным устремлениям личности, рассматривается как одно из главных условий ее аутентичного существования.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с АУТЕНТИЧНОСТЬ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о АУТЕНТИЧНОСТЬ