Социология в Украине
http://signa.online/main/page/2 купить электронную подпись. . Роль стеллажей в проектировании магазинов.

АТАРАКСИЯ (ataraxia)

От греческий a — не и taraxia — волную, возмущаю. Понятие древнегреческой этики, обозначающее состояние безмятежности, невозмутимости, душевного покоя (функциональный аналог «бесстрастия»). Идея того, что безмятежность и невозмутимость характерны для блаженного, счастливого состояния мудреца в явном или неявном виде, присутствует в высказываниях многих древнегреческих философов. Возможно, это связано с распространенностью этой идеи на Востоке. Демокрит под Атараксией подразумевал состояние души, не волнуемой жизненными заботами, свободной от страха смерти, от предрассудков и эмоциональных переживаний, то есть такое состояние, когда разум господствует над страстями. Счастье человека находится в нем самом: в душевном спокойствии, в хорошем настроении, во внутренней гармонии. Эпикур напрямую связывал счастье с состоянием Атараксии. Он считал, что мудрость и счастье состоят в достижении независимости от всего того, что нарушает спокойствие духа, — от влияний мира и собственных страстей. Он подчеркивал, что этой цели можно достичь путем длительного воспитания и упражнения, то есть если вести разумную, нравственную и приятную жизнь, а также преодолеть страх перед смертью. Понимая под философией врачевание души, Эпикур считал, что целью философии, да и всех наук вообще, является Атараксия — «конечная цель блаженной жизни». Атараксия — идеальное состояние мудреца, достигшего внутренней свободы. Образцом такого состояния Эпикуру служила жизнь Пиррона (по известным рассказам о ней). Однако у самого Пиррона был иной подход к достижению Атараксии. Он полагал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувством, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое бы то ни было мнение о них. Только на основе такого понимания и можно достичь Атараксии, которая у Пиррона — как и у Эпикура—составляет главную цель жизни. Таким образом, воздержание от суждений о том, что является добром или злом, истинным или ложным, являющееся специфической чертой скептицизма как такового, оказывается у Пиррона средством достижения Атараксии. Его последователь Аркесилай еще больше сместил акцент в понимании Атараксии от эвдемонического смысла к гносеологическому. Если Пиррон рассматривал Атараксию как цель, а в воздержании от суждения видел средство, то, по Аркесилаю, целью является воздержание от суждения (эпохе), сопровождаемое невозмутимостью. Смена ориентации связана с более утонченной теорией познания Аркесилая и его жесткой критикой стоиков, у которых Атараксия чаще всего служит для обозначения способности владеть собой и невосприимчивости к изменчивым внешним обстоятельствам (как термин, синонимичный «апатии»). У Платона и Аристотеля слово «Атараксия» встречается, но самостоятельного категориального значения не имеет. В послеантичные времена понятие «Атараксия» практически не употребляется, а сама идея о безмятежности, присущей блаженному состоянию или состоянию мудреца, растворяется в недрах всей европейской культуры.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с АТАРАКСИЯ

Нет ничего в словаре.

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о АТАРАКСИЯ

Нет ничего в библиотеке.