Социология в Украине

АРЕОПАГИТИКИ (areopagitics)

Cобрание четырех трактатов («О божественных именах», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Таинственное богословие») и десяти писем, в течение долгого времени приписывавшееся полумифическому сподвижнику апостола Павла и первому христианскому епископу Афин 1 в. нашей эры Дионисию Ареопагиту (откуда и название всего этого свода сочинений), авторство которого было впоследствии оспорено. В Ареопагитиках заметно сильное влияние неоплатонизма, которого еще не было в 1 в. В Ареопагитиках дано развитое церковное учение, которого тоже не могло быть в 1 в. До середины 5 в. во всей раннехристианской литературе отсутствуют какие-либо ссылки на эти произведения. Подобного рода аргументы, а также и многие другие заставили ученых отнести появление этого свода ко 2-й половине 5 в. и считать, что авторство Дионисия Ареопагита признавалось в свое время из-за большой авторитетности этого раннего деятеля церковной истории. Некоторые ученые приписывают авторство Ареопагитиков действовавшему на Востоке грузинскому епископу Петру Иверу. По своему содержанию Ареопагитики представляют собой систематически продуманное христианское учение: мир — иерархически организованное целое; центр бытия — непознаваемое божество, от которого во все стороны исходят постепенно убывающие световые эманации через ангельский мир, церковную область вплоть до обыкновенных людей и вещей. Трактовка отношения Бога и мира в Ареопагитиках представляет собой сочетание христианского креационизма с неоплатоновским эманационизмом (возникновение мира — спонтанный процесс самоотчуждения божественной доброты и любви). Из этого сочетания следует тождество трансцендентности и имманентности Бога миру, что ведет к пантеистическим выводам (всякое бытие — богоявление, теофания). Ареопагитики — синтез христианства с неоплатонизмом, в котором побеждают неоплатоновские моменты. В центре внимания автора Ареопагитиков находятся пути богопознания: катафатический (приписывание Богу положительных качеств в превосходной степени) и апофатический (отрицание наличия у Бога любых мыслимых человеком свойств). Главный выводы апофатики — деперсонализация Бога и идея, что бытие Бога состоит в его небытии (теологическая диалектика). Ареопагитики являются одним из теоретических источников как византийской, так и западноевропейской средневековой философии (в 9 в. были переведены на латинский язык Эриугеной).


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с АРЕОПАГИТИКИ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Похоже, ни у кого не дошли до этого руки.

Книги, в которых есть упоминания о АРЕОПАГИТИКИ

Нет ничего в библиотеке.