Социология в Украине
Смотрите описание анализы для детей на дому тут.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (anthropocentrism)

От греческого anthropos — человек и латинского centrum — центр. 1) В наивном своем варианте (характерным примером которого может служить средневековое религиозное мировоззрение) — воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. 2) В строгом смысле — способ решения философских (и прежде всего мировоззренческих) проблем, когда исследователь идет не от мира к человеку, а, наоборот, от человека к миру. Впервые такой поворот к человеку при рассмотрении мировоззренческих и смысложизненных проблем был осуществлен философами эпохи Возрождения, противопоставившими эстетически ориентированный Антропоцентризм теоцентризму средневековья и космоцентризму античности. В дальнейшем гносеологически ориентированный Антропоцентризм получает глубокую разработку в философии нового времени, прежде всего в системах Декарта и Канта. Именно в знаменитом cogito ergo sum (мыслю, следовательно, существую) Декарт нашел абсолютную основу для доказательства существования Бога, протяженной материи, бессмертной души и прочего и, следовательно, для построения теоретически законченной системы мира и определения места человека в нем. Соответственно Кант увидел основу как для существования самой природы, так и для возможности абсолютно достоверного научного ее познания в особенностях априорных форм чувственности и рассудочной деятельности человека, а в идеях разума (Бог, бессмертная душа, свободная воля) — основу для выработки регулятивных принципов теоретической и практической деятельности человека. Как реакция на засилие идей абсолютного идеализма и логицизма Гегеля в 30—40-е гг. 19 в. формируются, с одной стороны, натуралистический Антропоцентризм (антропологизм) Л. Фейербаха, а с другой — иррационалистический вариант Антропоцентризма в форме философии Къеркегора. Самый крутой поворот к человеку, однако, был осуществлен уже в некоторых направлениях философии 20 в. — в философской антропологии, персонализме и особенно экзистенциализме Ясперса, Хайдеггера, Сартра и других, аккумулировавших идеи Кьеркегора, «философии жизни» первых десятилетий 20 в. и феноменологии Гуссерля. В рамках этих направлений поворот к человеку сопровождался откровенной и бескомпромиссной оппозиционностью к самому способу научного (объективного) познания человека и мира, а Антропоцентризм приобрел ярко выраженные черты антисциентизма.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о АНТРОПОЦЕНТРИЗМ