Социология в Украине

ГЕРМЕНЕВТИКА (hermeneutics)

Теория и метод интерпретации человеческого действия и памятников прошлого. Происходит от термина, служащего интерпретации библейских ТЕКСТОВ — практики, предполагавшей тщательность в понимании "подлинной" версии работы. ДИЛЬТЕЙ использовал этот термин по отношению к методу "культурных наук", то есть к субъектам, которые устанавливают "общее понимание" между создателем и толкователем. МАННГЕЙМ делал подобные утверждения и распространил их на следующую идею: текст нужно рассматривать как документ особого мировоззрения. ГАДАМЕР пытался утвердить свою "феноменологическую герменевтику", взывая к идее герменевтического круга, — способности человека распознавать и обобщать определенное представление только на основе интерпретации его отдельных случаев, а понять определенное ДЕЙСТВИЕ или памятник он может лишь посредством обращения к создавшему их "мировоззрению". По мнению Гадамера, процесс утверждения всегда временный и никогда не завершается — наша "истина" становится только частичной и должна подвергаться непрерывному изменению. Самая последняя по времени Герменевтика разработана Рикером (1981), который сосредоточился на ее литературном критическом понимании: текст находится в ключевом положении посредника традиции и уникальности и потому стоит в позиции потенциального критического анализа и мира, и "Я". Подобные возможности были открыты ХАБЕРМАСОМ в его "критической герменевтике" — попытке проиллюстрировать, что всякое толкование должно брать те стороны в коммуникации, которые искажены капиталистическими властными отношениями.
Часто критикуемая за свое очевидное поклонение РЕЛЯТИВИЗМУ и субъективности, герменевтика остается подходом, стимулирующим важнейшие дебаты в социологии. Хабермас выделяет две ее жизненно важные особенности. Она напоминает социальным НАУКАМ о проблемах, возникающих в результате символического преструктурирования их предмета, а также подрывает упрощенные, "объективистские" понимания естественных наук.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

1) Теория и практика истолкования текстов; 2) течение в современной философии. Герменевтика как теоретически обоснованное и методически выверенное истолкование текстов разработана в рамках историко-филологической науки 18 в. (Г. Ф. Майер, X. Вольф, А. Бек, Ф. Aст и другие). Основы Герменевтики как общей теории интерпретации заложены Шлейермахером. Дильтей развивал Герменевтику как методологическую основу гуманитарного знания. С его точки зрения, Герменевтика есть учение об искусстве истолкования литературных памятников, понимания письменно зафиксированных проявлений жизни. Дильтеевская линия в развитии Герменевтики была продолжена Г. Мишем, И. Вахом, Ротхакером, Больновым и другими. Однако ряд приверженцев Герменевтики, неудовлетворенных психологизацией процедуры понимания, возвратились к идеям Шлейермахера, делавшего упор на «грамматической», лингвистической стороне истолкования. Эту линию сегодня продолжают П. Сцонди и другие представители «литературной Герменевтики». Вряд ли правомерно вести речь о Герменевтике, как особом, самостоятельном методе литературоведения и искусствознания: так называемая Герменевтика текста, разрабатываемая преимущественно в немецкоязычных странах, представляет собой весьма пестрый набор теоретических установок, где отдельные положения экзистенциализма соседствуют с психоанализом. Герменевтика — скорее собирательное имя для обозначения подходов, ориентированных на имманентное понимание текста в отличие от его историко-генетического объяснения. Сторонники Герменевтики подчеркивают, что текст необходимо понять, исходя из него самого, не подменяя его содержание социально-экономическими «причинами» или культурно-историческими «влияниями». Но сама по себе установка на понимание смысла еще не обеспечивает единства метода, содержание категорий «понимание» и «смысл» остается предметом острых дискуссий. Многие сторонники Герменевтики как метода интерпретации текстов (Э. Бетти, Е. Д. Хирш и другие) решительно протестуют против попытки превращения Герменевтики в философию. Необходимо поэтому отличать философскую Герменевтику от традиционной. Возможность трансформации Герменевтики в философию заложена феноменологией. В противовес классической гносеологии с ее субъект-объектной дихотомией, Гуссерль показал, что сознание предмета и предмет сознания неотделимы друг от друга. Первичной реальностью в феноменологии выступает не «сознание», «мышление», «дух», с одной стороны, и не «природа», или «материя», с другие стороны, а «жизненный мир», с самого начала предпосланный субъект-объектному членению. Сознание предстает в феноменологии как поле значений или смыслов — тем самым открывается возможность интерпретации, а следовательно, Герменевтика. Однако Герменевтика в рамках учения самого Гуссерля, строго говоря, невозможна, поскольку интерпретация у него вторична по отношению к рефлексии. С его точки зрения, для истолкования своих собственных содержаний сознание нуждается лишь в обращении на самое себя; смыслы, получаемые в результате феноменологической редукции, суть в конечном итоге корреляты интенциональности. У Хайдеггера периода «Бытия и времени» Герменевтика выступает как радикализация трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Задача последней, по Хайдеггеру, — способствовать постановке вопроса в онтологическом плане, то есть спрашивать не об условиях мыслимости сущего, но об условиях его бытия. Феноменология должна превратиться из исследования процесса смыслопорождения (конституирования сознанием значений, или смыслов) в исследование условий возможности онтологической постановки вопроса — вопроса о смысле бытия. Но поскольку такой вопрос может быть поставлен только исходя из особого места в бытии, каким является человеческое бытие (Dasein), постольку феноменология должна стать онтологическим исследованием человеческого бытия — Герменевтикой. Таким образом, Герменевтика есть феноменология человеческого бытия. Она выявляет онтологические параметры человеческого бытия, то есть те условия, благодаря которым человеческое существование может быть тем, что оно есть. Эти условия суть фундаментальные определения Dasein'a, его «экзистенциалы». К ним относятся «положенность» и «понимание». Dasein определено прежде всего не мышлением, а фактом своего присутствия в мире. Бытие всегда предпослано мышлению о нем. Согласно Хайдеггеру, акту сознания, в котором субъект противополагает себя объекту, предшествует изначальная вовлеченность мыслящего в то, что им мыслится; он всегда «преднаходит» себя в определенном «месте» или «ситуации». Способ, каким осуществляется это нахождение, и есть понимание. Понимание реализуется через истолкование, интерпретацию. Поэтому, с его точки зрения, человеческое бытие изначально «герменевтично». Истолковывающее понимание или понимающее толкование — основной модус, каким только и может осуществляться Dasein. Поворот от трансцендентальной феноменологии к герменевтической имел решающее значение для становления Герменевтики как философской доктрины. Основным для Герменевтики становится вопрос не об условиях, при которых познающий субъект может нечто понять, а о том, как устроено то сущее, бытие которого состоит в понимании. Из этого вытекает ряд принципиальных следствий. Во-первых, превращение Герменевтики из методологии понимания в его онтологию; во-вторых, отказ от феноменологического подхода к сознанию как самодостаточному и беспредпосылочному, способному к непосредственному усмотрению механизма своего функционирования; противопоставление самопрозрачному сознанию феноменологии непрозрачного бытия понимания, в дальнейшем — бытия языка; в-третьих, ограничение принципа рефлексии принципом интерпретации. Поскольку человеческое бытие есть всегда «бытие в мире», постольку мир с самого начала «предыстолкован». Реальность, на которую направлено познавательное усилие субъекта, есть всегда проинтерпретированная, то есть определенным способом освоенная, реальность. Эти следствия из герменевтической феноменологии Хайдеггера и выводит Гадамер, разрабатывая концепцию философской Герменевтики. Исходный пункт философской Герменевтики — онтологический характер герменевтического круга. Отсюда следует тезис о принципиальной открытости интерпретации, которая, по Гадамеру, никогда не может быть завершенной, а также о неотделимости понимания текста от самопонимания интерпретатора. Эти и другие положения философской Герменевтики оказали значительное влияние на представителей литературной Герменевтики (Г.Р. Яусс, В. Изер), рецептивной эстетики (Р. Варнинг), а также искусствоведения (Э. Штайгер и другие). Проект Герменевтики как онтологии развит в работах Хабермаса, Апеля, Рикёра. Апель ставит Герменевтику на службу философского синтеза, долженствующего слить воедино «философию анализа» с «философией существования», линию Витгенштейна с линией Хайдеггера. Он прибегает к Герменевтике как к средству анализа «априорных условий коммуникации» и реставрирует отвергнутый Хайдеггером и Гадамером трансцендентализм. В направлении ограничения притязаний философской Герменевтики на универсальность разрабатывает эту проблематику Хабермас. Он отстаивает эффективность рефлексии в понимании и подчеркивает рационально-критический момент герменевтического познания, полемизируя с гадамеровским положением об определенности понимания традицией. Широкий резонанс, который получила полемика между Гадамером и Хабермасом, был одной из причин «герменевтического бума» 70-х гг. Герменевтика для Хабермаса — инструмент критики «ложного сознания» и извращенных форм коммуникации. Как Герменевтика для Апеля — лишь аспект «трансцендентальной прагматики», так и для Хабермаса она — лишь интегративный момент «теории коммуникативного действия». Философской Герменевтикой в строгом смысле слова может быть названа концепция Рикёра, который разрабатывает гносеологическую сторону Герменевтики, отодвинутую на второй план Гадамером. Рикёр стремится вывести «эпистемологические следствия» из хайдеггеровской онтологии понимания и тем самым показать значимость Герменевтики для теории познания. Всякое понимание, по Рикёру, опосредовано знаками и символами (позднее в этот ряд включаются «тексты»). Понимание и объяснение не противоположны друг другу, а взаимозависимы. Герменевтика, следовательно, нуждается в дополнении структурно-семиотическим анализом. Другие важная черта герменевтической философии Рикёра — внимание к методологической функции Герменевтики. Условия возможности понимания могут быть, по Рикёру, эксплицированы на трех уровнях — семантическом, рефлексивном, экзистенциальном. Семантический уровень — исследование значений знаково-символических образований с помощью таких учений, как психоанализ (называемый Рикёром «семантикой желания»), «философия значения» Витгенштейна и его последователей, экзегетика Бульпмана и его школы. Поскольку понимание многозначных высказываний есть одновременно и момент самопонимания, постольку оно нуждается в разработке на рефлексивном уровне. Но рефлектирующий субъект не является чистым Ego — задолго до своего самополагания в акте рефлексии он уже положен как экзистирующий; «онтология» понимания с самого начала встроена в его «методологию». За конфликтом интерпретаций кроется различие способов экзистенции. Поэтому единой и единственной теории интерпретации быть не может. Вместе с тем Рикёр критикует Гадамера за отрыв «истины» от «метода» и отказ обсуждать вопрос о корректности интерпретации. То, что Рикёр называет философской Герменевтикой, — это критический анализ всех возможных методов интерпретации, от психоанализа и структурализма до религиозной феноменологии. Герменевтика «воссоздания смысла» (Хайдеггер, Гадамер, Бультман) не будет полной без Герменевтики «дешифровки» или «разоблачения» (фрейдизм, структурно-семиотический анализ, «критика идеологий»). Задача философской Герменевтики — четко очертить сферы применимости различных методов интерпретации или, как их называет Рикёр, «герменевтических систем». Определенную роль в росте философской популярности Герменевтики в Европе и Америке сыграли Э. Корет, Э. Хайнтель (Австрия), Д. Хой, Р. Бернштейн (США), М. Франк (ФРГ). В ходе экспансии постструктурализма и выдвигаемых им методик интерпретации предпринимаются не вполне правомерные попытки истолковать в качестве Герменевтики структурный психоанализ Лакана и теорию деконструкции Деррида.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ГЕРМЕНЕВТИКА

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ГЕРМЕНЕВТИКА