Социология в Украине
Народные средства от зубной боли www.aldenta.ru. . http://kudanayug.ru/ сочи частный сектор - цены на отдых в сочи.

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП (anthropic principle)

От греческого — anthropos — человек. Фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, наблюдателя. Само выражение «Антропный принцип» предложено в 1973 английским математиком Б. Картером, который сформулировал его так: «То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей». Наряду с общей формулировкой Антропного принципа известны также его модификации: «слабый Антропный принцип», «сильный Антропный принцип», «принцип участия» («соучастника») Дж. Уилера и «финалистский Антропный принцип» Ф. Типлера. Формулировка сильного Антропного принципа, по Картеру, гласит: «Вселенная (или, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей. Перефразируя Декарта: «cogito ergo mundus talis est» («Я мыслю, поэтому мир таков, каков он есть»), Дж. Уилер афористически выразил суть Антропного принципа словами: «Вот человек, какой же должна быть Вселенная?» Но все же Антропный принцип не получил пока общепринятой формулировки, разброс его интерпретаций очень велик. Среди формулировок Антропного принципа встречаются и явно эпатирующие, тавтологические, банальные (типа «Вселенная, в которой мы живем,— это Вселенная, в которой живем мы», и тому подобное). Они часто вызывают негативную оценку самого Антропного принципа. Этот принцип претендует ответить на вопрос: почему Вселенная такова, какой мы ее наблюдаем? Мировоззренческая острота этого вопроса обусловлена тем, что, как было выяснено в современной космологии, наблюдаемые свойства Вселенной жестко связаны с численными значениями ряда фундаментальных физических констант. Если бы эти константы были хотя бы немного другими, оказалось бы невозможным существование во Вселенной ни атомов, ни звезд, ни галактик, ни возникновение условий, которые сделали возможным появление человека, наблюдателя. Как выражаются космологи, Вселенная «взрывным образом неустойчива» к численным значениям определенного набора фундаментальных констант, с необычайной точностью «подогнанных» друг к другу таким образом, что во Вселенной могли возникнуть высокоорганизованные структуры, включая человека. Иными словами, вопреки традиционным взглядам, человек мог появиться отнюдь не в любой по своим свойствам Вселенной. Соответствующие условия, выделяемые набором фундаментальных констант, ограничены узкими пределами, находясь буквально на «лезвии бритвы». Этот факт вызвал в современной космологии настоящий мировоззренческий «бум». Проблемы, сфокусированные в Антропном принципе, были поставлены еще на заре человеческой культуры. Истоки этой проблематики можно найти в самых разнообразных философских традициях, для которых была существенна идея взаимосвязи Вселенной как макрокосма и человека как микрокосма. В истории развития Антропного принципа как научного принципа можно выделить несколько этапов: дорелятивистский, релятивистский, квантовый релятивистский. Дорелятивистский этап Антропного принципа охватывает конец 19—начало 20 в. Английский эволюционист А. Уоллес сделал попытку переосмыслить коперниканское понимание места человека во Вселенной на основе альтернативных, то есть антикоперниканских идей. Этот подход был развит и Б. Картером, который считает, что, вопреки Копернику, положение человека во Вселенной не является центральным, но тем не менее оно неизбежно в некотором смысле привилегированное. В каком именно смысле человек, то есть земной наблюдатель, занимает во Вселенной выделенное положение, разъясняют модификации Антропного принципа — слабый Антропный принцип и сильный Антропный принцип. Согласно слабому Антропному принципу, возникновение человека в расширяющейся Вселенной должно быть связано с определенной эпохой эволюции. Сильный Антропный принцип считает, что человек мог появиться лишь во Вселенной с определенными свойствами, то есть наша Вселенная выделена фактом нашего существования среди других вселенных. Обычно Антропный принцип обсуждается в плане дилеммы: физический ли это принцип или философский. Такое противопоставление неосновательно. То, что обычно подразумевают под Антропным принципом, несмотря на простоту и краткость формулировок, на самом деле имеет гетерогенную структуру. Например, в структуре сильного Антропного принципа можно выделить три уровня: а) уровень физической картины мира («Вселенная взрывным образом неустойчива к изменениям фундаментальных физических констант»); б) уровень научной картины мира («Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось появление человека»); в) уровень философских мировоззренческих интерпретаций, то есть различных типов объяснения смысла Антропного принципа. Никакого «единственно правильного» понимания этого принципа в духе той или иной философской мировоззренческой системы быть не может. Способы, которыми вписывается в культуру научное содержание сильного Антропного принципа, плюралистичные. Это и теологические объяснения («аргумент от замысла»), и телеологические объяснения (человек — цель эволюции Вселенной, задаваемая трансцендентным фактором), и объяснения в рамках концепций самоорганизации. Сложная структура Антропного принципа и его модификаций объясняется тем, что он возник на пересечении нескольких философских мировоззренческих традиций и космологии, тем самым запечатлев в своем содержании как социокультурные, так и когнитивные факторы. Возникнув в недрах неклассической науки, Антропный принцип явно апеллирует к основаниям научного поиска, выходящим не только в сферу науки постнеклассической, но отчасти и вообще за пределы научного подхода. Антропный принцип, как и весь основанный на нем подход, оказывается своеобразным «кентавром». Он находится пока в становлении и лишь намечает переход к новым основаниям науки, в том числе космологии. На философско-мировоззренческом уровне противостоят друг другу два типа интерпретации Антропного принципа. С одной стороны, его можно понимать следующим образом: объективные свойства нашей Вселенной таковы, что они на определенном этапе ее эволюции привели (или, применительно к сильному Антропного принципа, должны были привести) к возникновению познающего субъекта. Если бы свойства Вселенной были иными, их просто некому было бы изучать. Так считают А. Л. Зельманов, Г. М. Идлис, И. Л. Розенталь (который возражает против самого названия «Антропный принцип», предпочитая ему термин «принцип целесообразности», не содержащий ссылки на человека), И. С. Шкловский и многие другие космологи. С другой стороны, при анализе смысла Антропного принципа может быть поставлен обратный акцент: объективные свойства Вселенной таковы, какими мы их наблюдаем, потому что существует познающий субъект, наблюдатель. «Принцип соучастника» исключительно к этому и сводит смысл Антропного принципа. Многие авторы считают, что Антропный принцип содержит объяснение структуры нашей Вселенной, тонкой подгонки физических констант и космологических параметров. Но, по мнению других авторов, никакого объяснения в собственном смысле слова Антропный принцип не содержит, а иногда он рассматривается даже как пример ошибочного научного объяснения. Эвристическая роль Антропного принципа в науке и культуре оценивается неоднозначно. Некоторые авторы считают, что антропные аргументы следует оценивать как принципиально новый подход к проблемам космологии; по мнению других, в этих аргументах вовсе нет необходимости. Должна ли наша Вселенная рассматриваться в свете Антропного принципа как объект принципиально нового типа, то есть «человекоразмерная система», наряду, скажем, с биосферой? Мнения по этому поводу крайне поляризованны. Эвристическую роль Антропного принципа иногда рассматривают, выделяя лишь его физический уровень и лишая каких-либо социокультурных измерений. Вселенная, с этой точки зрения, — обычный релятивистский объект, при изучении которого антропные аргументы выглядят в значительной степени метафорически. Другая точка зрения состоит в том, что «человеческое измерение» не может быть вытравлено из антропного подхода, если только рассматривать не отдельные формулировки и интерпретации, а весь подход в целом. В таком случае Антропный принцип оказывается выражением идеи глубокого единства человека и космоса, спонтанности космологических процессов.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП

Кто из ученых занимался данным вопросом

Похоже, ни у кого не дошли до этого руки.

Книги, в которых есть упоминания о АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП