Социология в Украине

АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (english philosopher)

Философия в Англии и шире — на Британских островах. Имеет глубокие традиции и национальные особенности. Некоторые специфические черты Английской философии связаны с более ранним по сравнению с другими западноевропейскими странами развитием капиталистических отношений. Для Английской философии на протяжении истории ее развития в целом были характерны преобладание эмпирической и сенсуалистической тенденций, индуктивизм и аналитичность, опора на данные естествознания. Большое внимание традиционно уделяется философским и логическим проблемам языка. Развитие Английской философии тесно связано с историей важнейших университетских центров на Британских островах. В отличие от «континентальных» западноевропейских философов английским философам в основном не было свойственно построение всеохватывающих и универсальных систем. При общем преобладании эмпирической традиции здесь всегда существовала, хотя и менее заметная, тенденция идеалистического рационализма, которая в некоторые исторические периоды даже выходила на первый план. В период раннего средневековья знание античного философского наследия на Британских островах сохранялось лишь в отдельных монастырях. При этом свои познания философы могли реализовать, как правило, только за рубежом. Деятельность ирландца Иоанна Скота Эриугены (9 в.) большей частью протекала во Франции, где он переводил с древнегреческого языка на латинский богословские сочинения. Эриугена давал аллегорическое истолкование Библии, считая, что вера и разум не могут противоречить друг другу. В его учении о бытии встречается пантеистическое отождествление Бога и мира. В то же время в вопросе о познаваемости Бога Эриугена склонялся к позиции апофатической теологии. Признавая примат общего над единичным, он, по существу, явился одним из зачинателей всего реализма средневекового. Если Эриугена преимущественно опирался на. Платона и неоплатоников, то Аделяр Батский (кон. 11 — 1-я пол. 12 в.) уже пытался объединить некоторые взгляды Платона и Аристотеля. В целом же средневековой Английской философии еще не были присущи какие-либо специфические национальные черты. До начала 13 в. философы здесь в большинстве своем пытались сочетать отдельные идеи Аристотеля со взглядами Августина. Прогресс торговли и производства в 13 в. вызвал значительные изменения в культурной жизни, одним из самых ярких проявлений которых стало возникновение университетов. Старейший английский университет в Оксфорде (первые колледжи которого возникают в середине 13 в.) осуществлял латинские переводы древнегреческих авторов, придавая особое значение естественно-научным и натурфилософским сочинениям Р. Гроссетест, канцлер университета, проводил опыты по преломлению света, предпосылая им философскую разработку «метафизики света». Его ориентацию на опытное исследование природы продолжил другой оксфордский ученый — Р. Бэкон, которого особенно интересовало практическое применение знания. Он одним из первых в Западной Европе начал критиковать схоластизированный аристотелизм Фомы Аквинского. Позднее уже многие английские философы выступают против канонизированного римско-католической церковью томизма. Родившийся в Шотландии Иоанн Дуне Скот (2-я половина 13 в.) призывал к разграничению сферы откровения и сферы разума по предмету. Опираясь на концепцию абсолютного божественного волюнтаризма, философ объяснял способность материи порождать сознание. Волюнтаризм Дунса Скота был связан с его иррационалистическим истолкованием предмета теологии, что в тех условиях объективно способствовало ее отделению от философского и научного знания. Более двух с половиной веков скотизм оставался одним из ведущих схоластических учений не только в английских, но и во многих западноевропейских университетах, где он соперничал с томизмом. Ученик Дунса Скота — У. Оккам (1-я половина 14 в.) считал, что философия вообще не способна доказывать какие-либо догматы христианства. Крайний номинализм Оккама имел определенную материалистическую направленность и был связан с его естественно-научными интересами; он являлся противником «умножения сущностей» (так называемая Бритва Оккама). Политические произведения Оккама были направлены против папизма и обосновывали независимость светской власти, отражая характерную политическую ситуацию в Англии. Среди социально-политических теорий особое место занимало учение английского гуманиста и крупного политического деятеля 1-й половины 16 в .Т. Мора. Его идеи оказали влияние на последующее развитие традиции утопического социализма как в самой Англии, так и во всей Европе. Мор был связан с кружком английских гуманистов (во главе с Д. Колетом), в котором закладывались принципы гуманистической системы школьного образования, построенного на изучении античной и раннехристианской литературы. В этот период английские гуманисты устанавливают тесные связи с другими деятелями «северного гуманизма». Вместе с тем Мор резко выступил против Лютера и английских сторонников Реформации. Все же реформационные идеи в Англии приобретали все большее распространение, чему в немалой степени способствовало усиление абсолютизма, придавшего реформационному движению умеренный и контролируемый характер. Довольно кратковременная в Англии эпоха Возрождения (в основном 16-й в.) завершилась лишь в начале 17 в., то есть позднее, чем в некоторых странах Западной Европы (она частично совпадает с периодом Реформации в Англии). Это было время подъема во всех сферах жизни, яркими выразителями которого стали крупнейшие философы, ученые (У. Гильберт, У. Гарвей) и такие литераторы, как У. Шекспир, К. Марло, Б. Джонсон и другие. Многие из философов и социальных мыслителей уже не имели тесных связей с университетами, в которых, несмотря на светскую ориентацию, по-прежнему господствовали несколько модифицированная схоластика и латинского язык. Особая роль в английском Возрождении принадлежит Ф. Бэкону, учение которого вместе с тем знаменует начало всей западноевропейской философии нового времени. Его грандиозный проект «великого восстановления наук» отражал поступательный характер развития капиталистических отношений в стране, усиливающуюся практическую направленность науки. В дальнейшем ведущие английские представители классической науки подчеркивали свою верность бэконовскому индуктивному методу. Его классификация наук еще в 18 в. оставалась образцом для создателей французской «Энциклопедии». Идея государственной организации науки, представленная в технократической утопии Ф. Бэкона «Новая Атлантида», подготавливала возникновение в 1662 национальной академии наук Королевского общества. Т. Гоббс явился создателем последовательного механистического материализма, свободного от ренессансных черт. Его концепция естественных и искусственных тел была подготовлена успехами механико-математического естествознания 17 в. Один из предшественников семиотики, Гоббс с номиналистической позиции развивал понимание языка как знаковой системы. Со строгостью геометра он стремился определить в своей социальной философии такие понятия, как «естественное состояние», «естественное право», «естественный закон», «общественный договор». Он считал, что только в государстве может быть обуздана эгоистическая природа человека и реализовано право каждого на сохранение своей жизни. Формулируя требование твердой абсолютной власти, Гоббс подчиняет ей и религию. В дальнейшем в Англии атеистов стали называть «гоббистами». Еще дальше пошел Д. Мильтон, настаивавший на полном отделении религии от государства. Социально- философские трактаты великого английского поэта доказывали необходимость веротерпимости и свободы человека, обличали королевскую власть с позиции республиканства. Прогрессивные социально-политические учения 17 в. подвергались нападкам со стороны монархистов и воинствующих клерикалов. Однако наиболее сильную и организованную оппозицию гоббсовскому материализму составила группа неоплатоников из Кембриджского университета. Английская материалистическая традиция в 17 в. получает новый стимул от достижений естественных наук. Корпускулярная теория химика Р. Бойля, воспринявшего принципы бэконовского подхода, наносила удар по схоластическому учению о «скрытых качествах» и послужила одним из основных естественно-научных источников последующих разновидностей английского философского материализма. Еще большее значение имели выдающиеся открытия И. Ньютона в области астрономии, механики, оптики и математики. В его работах была обрисована классическая научная картина мира, которая на многие десятилетия определила направление и характер развития мировой науки. Д. Локк углубил материалистический сенсуализм и эмпиризм в полемике с идеалистическим рационализмом. Центральное значение он придал концепции первичных и вторичных качеств, которая в философии нового времени была, в частности, формой постановки и решения проблемы сущности и явления, соотношения рационального и чувственного знания. Трактовка Локком предмета философии как прежде всего эмпирической теории познания, особое внимание к точности применяемых в философии терминов все это стало характерным для последующей английской философской традиции. Философия Локка, по существу, открывает период английского Просвещения, подготавливает широкое деистическое движение. Непосредственным зачинателем английского деизма, однако, считается лорд Герберт из Чербери, который еще в начале 17 в. доказывал, что всем людям изначально присущи некоторые «общие понятия» морали, науки и «религии разума», определяющие весь человеческий опыт. Развивая локковский материализм, а также представление Спинозы о субстанции, Д. Толанд разработал учение о неразрывной связи материи и движения. Английский деизм в целом опирался на картину мира, созданную Ньютоном, которая описывала объективные механические закономерности в природе и лишь в вопросе об источнике движения допускала божественный первотолчок, что соответствовало деистическому замыслу максимально ограничить функции Бога. Э. Шефтсбери прославлял гармоничность и согласованность явлений природы. Утверждая наличие у человека врожденного стремления к добру и гармонии, он положил начало английской этической школе «морального чувства». Взгляды Шефтсбери систематизировал Ф. Хатчесон. Б. Мандевиль устанавливает связь порока и зла с предпринимательской инициативой в буржуазном обществе. Его парадоксальное по форме учение оказалось реалистичнее космического оптимизма Шефтсбери и многих других моралистов. Идеалистическая, в том числе теологическая, реакция на материализм и деизм приняла в Великобритании различные формы. Особую ее разновидность составляет имматериалистическое учение Д. Беркли, предпринявшего попытку нового обоснования религии. Он построил систему субъективного идеализма, основанную на принципе «быть — значит быть воспринимаемым» и номиналистической критике абстрактных понятий. Симптоматично, что в его поздних работах усиливаются объективно-идеалистические мотивы, навеянные неоплатонической мистикой. Беркли был одним из немногих в 18 в. авторов, кто выступил против теории бесконечно малых величин и механики Ньютона; его конвенционалистская трактовка науки предвосхищает современный позитивизм. Дальнейшая эволюция идеалистического сенсуализма и номинализма связана со скептической философией Д. Юма. В отличие от Беркли Юм направляет критические аргументы не только против понятия материальной субстанции, но и против понятия духовной субстанции. Придавая своей философии агностическую форму, он объявляет проблематичным само воздействие на нас вещей внешнего мира, вызывающих «восприятия». Юм стал рассматривать причинные связи как устойчивые психологические ассоциации в сознании субъекта. В этической теории Юм подчеркнул отличие сущего от должного (эта позиция воспроизводится в современной английской метаэтике). Вместе с тем у него, как и у А. Смита, важную роль играет аффект «симпатии», с помощью которого в этику вводится социальный фактор. Основное влияние идеи Юма имели не в свою эпоху, а позднее, когда они стали одним из источников позитивистской и аналитической традиции в Английской философии Юмизм, а также вся традиция британского эмпиризма 17—18 вв. была подвергнута своеобразной критике со стороны представителей шотландской школы «здравого смысла». Глава школы Т. Рид отстаивал учение о «непосредственном восприятии» как акте целостного постижения вещей внешнего мира. Рид и его последователи, по существу, придерживались нативистской точки зрения, считая, что людям изначально присущи некоторые принципы «здравого смысла», в числе которых, в частности, оказывалось суждение о существовании внешнего мира, равно как и суждение о существовании Бога. В кон. 18 — нач. 19 в. философия «здравого смысла» играла существенную роль в университетском образовании, в особенности в шотландских университетах (в Глазго, Абердине, Эдинбурге), которые в этот исторический период являлись ведущими центрами образования на Британских островах и превосходили английские университеты Оксфорда и Кембриджа, где все еще сохранялись средневековые формы обучения. С середины 19 в. влияние философии «здравого смысла» резко падает, она уступает ведущую роль раннему позитивизму. Усилиями И. Бентама утилитаризм превращается в начале 19 в. в особую идеологическую доктрину, а впоследствии и в либеральное политическое течение реформистского толка. Положив в основу эмпиристскую методологию и «принцип полезности», Бентам и его многочисленные сторонники доказывали, что стремление к личной выгоде способствует общей пользе всех. В своей этике утилитаристы попытались дать количественное описание «баланса» страданий и удовольствий, являющихся, по их мнению, основным источником человеческого поведения. Ближайший сторонник Бентама Дж. Милль в своих трудах давал психологическое обоснование главного утилитаристского принципа. Работы Д. Гершеля и У. Уэвелла, крупных историков и методологов науки начала 19 в., придерживавшихся индуктивистского направления, подготовили концепцию индуктивной логики Д. С. Милля, сына Дж. Милля. Философию младший Милль развивал в позитивистском духе, положив начало новому направлению в Английской философии. Он был типичным представителем «психологизма» в обосновании логико-математического знания; ему принадлежит феноменалистическое определение материи как «постоянной возможности ощущений». Многочисленные эссе Д. С. Милля по вопросам государства, избирательного права, политической экономии, религии и морали закладывали теоретическую основу для идеологии и практики либерализма викторианской эпохи. Одним из поворотных пунктов в развитии научного и философского знания в 19 в. стала публикация книги Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859), имевшей огромное мировоззренческое значение и влияние. Позитивистский вариант эволюционизма был выдвинут Г. Спенсером, который видел в философии дисциплину, обобщающую данные конкретных наук. Свой механистический «закон эволюции», а также некоторые принципы дарвиновского биологического учения Спенсер переносил на человеческое общество, став тем самым одним из создателей социал-дарвинизма. Альтернативу утилитаризму, а впоследствии и позитивизму составили в 19 в. философские идеи и мировоззрение представителей английского романтизма, в творчестве которых проявилось влияние немецкого классического идеализма. Английские романтики в целом подготовили поворот во 2-й половине 19 в. от традиции эмпиризма и сенсуализма к созданию систем в духе спекулятивного идеализма (этот поворот был реакцией как на позитивизм, так и на естественно-научный материализм). Среди британских философов велась острая дискуссия по поводу отношения к учениям «континентальных» философов. Оксфордский профессор Т. X. Грин предпослал изложению своей объективно-идеалистической концепции развернутую критику всей традиции британского эмпиризма, которой противопоставил линию немецкого идеализма. В этот период происходит заметное ослабление позиции позитивизма, связанного в социально-политическом плане с либерализмом. Ослабляются также традиционные связи Английской философии с теоретическим и экспериментальным естествознанием. Ведущим представителем абсолютного идеализма был Ф. Брэдли. Расходясь с линией британского номинализма, он подчеркивал преимущество общего над единичным. По Брэдли, личность должна всецело подчинить себя государству. Любые опытные данные и суждения о мире самопротиворечивы, антиномичны, поэтому диалектика имеет лишь негативный характер. Для Брэдли «Абсолют» — это подлинная реальность и непротиворечивое конкретно-всеобщее единство. Специфическое место в позднем английском неогегельянстве занимает Р. Д. Коллингвуд, который отождествлял метод философии с методом истории как науки о развитии мышления и культуры. Философские проблемы, согласно Коллингвуду, всегда возникали в определенной исторической ситуации, и поэтому для их понимания требуется особая «ситуационная» логика исследования. Деятельность Коллингвуда проходила уже в период нового усиления английского позитивизма, с которым он вел полемику. В начале 20 в. борьбу против господства неогегельянства в академической среде британских университетов возглавили философы, выступавшие под флагом «реализма» и реабилитации традиционного британского эмпиризма; в центре их внимания прежде всего оказались проблемы чувственного восприятия. Кембриджский философ Д. Э. Мур доказывал независимое существование внешних объектов, опровергая идеализм берклианского толка. В своей теории «чувственных данных» Мур и Б. Рассел стремились возродить учение классического эмпиризма об изначальных «атомах» опыта, но при этом настаивали на их интерсубъективном характере; «физические объекты» они трактовали как конструкции из «чувственных данных». У Рассела в ранний период его философской эволюции наблюдается сочетание эмпиристской гносеологии с платонистским взглядом на логико-математическое знание. Деятельность Мура и Рассела знаменует также возникновение аналитической философии. Именно они в основном определили то направление, по которому происходило развитие Английской философии в 20 в. Мур, в частности, подробно разработал процедуру лингвистического анализа выражений естественного языка. Рассел использовал свои результаты в области математической логики (теорию типов, теорию определенных дескрипций, теорию отношений и другие) для доказательства того, что задача философии заключается исключительно в логическом (в противоположность грамматическому) анализе языка. Концепция логического атомизма Рассела в 10— 20-е гг. испытала влияние ранних идей австрийского философа Л. Витгенштейна. Рассел и А. Н. Уайтхед осуществили совместную попытку полной формализации арифметики средствами экстенсиональной математической логики. Гносеологические воззрения Рассела в дальнейшем эволюционируют от неореализма к юмистскому феноменализму. Значительное место в его деятельности занимает также исследование проблем этики и вопросов образования, пропаганда свободомыслия и пацифизма. Ранняя доктрина Рассела и Витгенштейна стимулировала возникновение в Западной Европе течения логического позитивизма, центром которого явился Венский кружок. В Англии в 30-е гг. идеи этой школы распространяет А. Айер. В его работах концепция венских неопозитивистов приняла форму, приспособленную к традиции английского идеалистического эмпиризма. В этот период Айер занимает негативную позицию в отношении традиционной (метафизической) философской проблематики, придерживается резкой дихотомии аналитического и синтетического, стоит на точке зрения верификационизма. В области этики Айер, вслед за английскими «семантиками» Ч. Огденом и А. Ричардсом, развивал теорию эмотивизма, согласно которой этические высказывания не имеют объективного содержания, а лишь выражают эмоции и настроения людей. В 30—40-е гг. в целом происходит смещение интереса английских аналитиков к проблемам естественного языка, во многом связанное с поворотом в философии Витгенштейна (который в этот период преподает в Кембриджском университете). Особое значение приобретает его концепция «языковых игр» как «форм жизни». Вместо референтной теории значения выдвигается функциональная теория значения как употребления. Английские последователи Витгенштейна — так называемые лингвистические философы — критиковали логических позитивистов за игнорирование реальной языковой практики, прагматического аспекта языка, всей сложности контекста использования слов и выражений, за одностороннюю ориентацию на математическую логику. Задача философа понималась ими как чисто «терапевтическая» — излечение от философских заблуждений, порождаемых неправильным употреблением слов и выражений. Наиболее влиятельной в 40—50-е гг. становится оксфордская школа философии «обыденного языка». Отталкиваясь от своей концепции «категориальной ошибки», представитель этой школы Г. Райл подверг критике позицию картезианского дуализма; все психические состояния он трактовал как диспозиции к действию. Философия Д. Остина по своему характеру приближается к специальным лингвистическим исследованиям типов употребления выражений естественного языка. Лингвистический анализ языка морали осуществлял оксфордский этик Р. Хеар. Определенные перемены в программе лингвистического анализа проявились у другого представителя оксфордской школы — П. Стросона, который в своей «дескриптивной метафизике» сделал попытку включить в лингвистическую философию некоторые традиционные философские проблемы и понятия, ранее отвергнутые аналитиками как «бессмысленные». Учению Стросона о «концептуальной схеме» естественного языка и «базисных индивидах» присущ кантианский оттенок. Другой формой, в которой в 60—70-е гг. осуществлялась реабилитация «метафизики», оказался английский вариант так называемого научного реализма, базирующийся на возрождении некоторых идей механистического материализма 17—18 вв. и, в частности, локковской теории первичных и вторичных качеств. Позднее — в конце 70-х — 80-е гг. — аналитическая философия обращается к формальным методам анализа естественного языка, на первый план выходят логико-семантические исследования. Исследования по философии науки получают стимул от работ австрийского философа К. Поппера, который в конце 40-х гг. поселился в Англии. Он подверг критике основные идеи логического позитивизма и прежде всего доктрину верификационизма и паниндуктивизма, которой противопоставил так называемую фальсификационистскую программу. Попперовская школа «критического рационализма» основной упор делает на проблеме возникновения и проверки нового знания. Среди последователей Поппера в области философии науки выделяются «ортодоксальный попперианец» Д. Уоткинс и И. Лакатош, который, напротив, критиковал ряд идей своего учителя. В поздних публикациях Поппера разрабатывается онтология «трех миров» как попытка решения проблемы объективности научного знания. Основными философскими центрами в Великобритании являются главные университеты страны — в Оксфорде, Кембридже, Эдинбурге, Глазго, Манчестере, Ливерпуле, Бристоле, Иорке, Лидсе, Абердине, Сент-Эндрюсе, Брайтоне, Колчестере. Центр заочной системы философского образования — так называемый Открытый университет в Милтон Кейнсе. Значительную роль играет Лондонская школа экономики и политических наук при Лондонском университете. Главными философскими обществами и организациями являются: Королевский институт философии, Британское общество философии науки, Аристотелевское общество.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ