Социология в Украине

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (ambivalence)

От латинского ambo — оба и valentia — сила; противоречивый, двойственный. Сосуществование в глубинной структуре личности противоположных, взаимоисключающих эмоциональных установок (например, любви и ненависти) по отношению к какому-либо объекту или человеку. Сам термин «Амбивалентность» введен в научный оборот швейцарским психиатром Э. Блейлером для обозначения патологически противоречивых состояний и реакций, которые быстро сменяют друг друга. Блейлер видел в Амбивалентности основную характеристику психической жизни человека, страдающего раздвоением личности (шизофренией). Он вычленил три типа Амбивалентности: 1) эмоциональную — позитивное и одновременно негативное чувство к какому-либо человеку (таковы, по его мнению, отношения родителей и детей); 2) волевую, выражающуюся в бесконечных колебаниях между противоположными решениями, заканчивающихся подчас отказом от всякого решения; 3) интеллектуальную, выражающуюся в нанизывании противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей, между которыми мечется мысль больного. Расширяя смысл и область применения этого понятия в психологии, Фрейд рассматривал Амбивалентность не только как сосуществование противоположных эмоциональных, волевых и интеллектуальных установок, но и как сосуществование в недрах одной и той же личности более «глубинных» побуждений (влечений) — активных и пассивных витальных импульсов. Эти влечения были сведены Фрейдом к двум разнонаправленным формам «инстинкта смерти» («Танатоса»), направленным на разрушения «объекта» (садизм) или самого себя (мазохизм). Инстинкту смерти и разрушения противостоит жизнеутверждающий инстинкт жизни («Эрос»): противоположность этих двух фундаментальных инстинктов и обусловливает, по Фрейду, как изначальную Амбивалентность человеческой психики, так и все последующие формы этой двусмысленности. Он видел в Амбивалентности особенность инфантильной эмоциональной жизни, сохранившейся в бессознательном взрослого человека. Социологическая интерпретация Амбивалентности дана в работах Мертона, который истолковывает ее с помощью понятий: социальная роль, статус, конфликт ролей. Считая источником психической Амбивалентности социальную Амбивалентность, Мертон вычленяет ряд социальных типов Амбивалентности: 1) связанную с множеством функций, придаваемых статусу личности (например, экспрессивной и инструментальной); 2) обусловленную конфликтом между статусами (например, конфликт статусов мужчины и женщины в семье и на производстве); 3) определяемую конфликтом между отдельными социальными ролями; 4) вытекающую из факта сосуществования в обществе противоположных ценностей культуры; 5) обусловленную конфликтом между социальной структурой и системой культурных ценностей, то есть конфликтом между предписываемыми культурой стремлениями и предоставляемыми социальной системой средствами для их осуществления; 6) имеющую своим источником существование определенного круга людей, живущих одновременно в нескольких обществах (иммигранты) и ориентированных на различные культурные ценности. Свою теорию Мертон применил также к анализу конфликта норм, свойственных науке как социальному институту. В широком смысле амбивалентными называются сложные противоречивые чувства, которые одновременно привлекают к себе и вместе с тем отпугивают, вообще вызывают положительные и отрицательные чувства. Понятием Амбивалентности, или двойственности, личности пользуются при анализе противоречий ее нравственного развития, мотивов ее поведения, противоречий между склонностью и долгом и так далее.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о АМБИВАЛЕНТНОСТЬ