Социология в Украине

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (alternative movements)

Совокупность демократических движений, борющихся за защиту окружающей среды, новый образ жизни, равноправие полов, совершенствование политической системы и так далее. Возникли в развитых странах в начале 70-х гг. 20 в. Опасность экологического кризиса, угроза военных конфликтов, засилье бюрократии, неспособность традиционных политических партий решить новые социальные проблемы — все это вызвало к жизни многочисленные Альтернативные движения с новой идеологической направленностью и новыми методами деятельности, которые продолжили во многом дело «новых левых». На развитие идеологии Альтернативных движений оказали влияние концепции «нулевого роста» Римского клуба, теория «нового человека» и «нового общества» Э. Фромма, мелкомасштабного производства и «мягкой технологии» Э. Шумахера, «экологического материализма» К. Эмери и другие. Теоретическим ядром идеологии Альтернативных движений служит экологическая философия. Суть ее выражается в тезисе, что ресурсы планеты ограниченны, производительные силы не могут развиваться прежними темпами, поэтому необходим отказ от экспансионизма и создание альтернативной техники и технологии, формирование альтернативной культуры, основанной на новом образе жизни. Альтернативисты отказываются от прежних буржуазных ценностей (успех, прибыль, карьера) и моделей поведения (эгоизм, индивидуализм), создают коммуны и общины, трудовые кооперативы, выступают за гармонизацию отношений между природой и обществом, стремятся к полному самовыражению личности, усилению влияния индивида на различные сферы общества, автономизации личной жизни, открытости людей и общества к новым идеям и исканиям, взаимной терпимости и дружбе. Выступают против безудержного индустриализма и урбанизма, а в области философии — против вульгарного прогрессизма и технологического детерминизма. В Альтернативных движениях с точки зрения политической ориентации выделяются три основные направления: «экосоциализм» (О. Флехтайм), «зеленый парламентский реформизм» (Э. Шумахер) и «зеленый фундаментализм» (Р. Баро). Представители первого направления стремятся к синтезу марксизма и экологизма, ставят проблемы защиты окружающей среды в центре современного мышления, отстаивают экологические принципы научно-технического, индустриального и демографического развития. «Экосоциалисты» считают, что на базе капиталистического способа производства гармония между человеком и обществом затруднена, а общественное разделение труда и стремление к прибыли во многих случаях ведут к отчуждению, техника превращается в самостоятельную и плохо управляемую силу, способствующую укреплению авторитарных форм господства. «Экореформисты» выступают за «нефункциональное» понимание демократии, новую систему «демократической конкуренции», расширение сферы ответственности граждан по отношению к «самоосознанному воспроизводству жизни», «возвращению к человеку как мере всех вещей», за децентрализацию общества, региональную автономию, развитие плюрализма и оригинальности в каждом индивиде и обществе в целом. «Фундаменталисты» критикуют технократические и сциентистские догмы, считая, что необходимо разрушить прежнюю индустриальную систему и создать новую, подчиненную законам развития природы как экосистемы. Особое место в рамках экологической философии занимает синергизм — учение, объединяющее в единое целое социальную экологию, экологию, теорию экосистем и другие. Важным направлением философского синергизма является «новый спиритуализм» — течение, провозглашающее идеи духовного единства, гармонии, природного порядка, целостности и другие. В США это движение получило название «Нью-эйдж» («новый век», «новая эпоха»), оно распространилось во многие страны, в том числе и Россию. Альтернативным движениям удалось объединиться в ряде стран в политические партии (партии «зеленых») и добиться успехов на выборах. Их теоретическая программа заключается в следующем: 1) самоопределение и самоосуществление индивида в политике, экономике и культуре и освобождение индивида от оков бюрократизма, засилья технологий; 2) замена системы репрезентативной демократии базисной демократией; 3) преодоление «гигантизма» в индустриальном производстве; 4) приоритет свободы, образования и здоровья; 5) признание регионализма и местной культуры; 6) развитие малых форм производства («малое прекрасно» — Э. Шумахер). Альтернативные движения вносят значительный вклад в борьбу за социальный прогресс в новых условиях, решение глобальных проблем современной цивилизации.

Словарные статьи, связанные с АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ