Социология в Украине

АЛХИМИЯ (alchemy)

Позднелатинское alchymia, alchimia, через араб, алькимия; возможно, от греческого chymeia, chemeia искусство выплавки металлов, chyma — жидкость, литье. Наряду с другими тайными, оккультными, науками (астрологией и каббалой) явление культуры, сопутствовавшее на протяжении более 1,5 тысяч лет различным эпохам (эллинизм, европейское средневековье, Возрождение). Алхимия существовала еще в составе древних восточных культур, но наибольшее распространение получила в средневековой Европе. Алхимию связывают с попытками получить совершенный металл (золото или серебро) из металлов несовершенных, то есть с идеей трансмутации (превращения) металлов с помощью гипотетического вещества — «философского камня». Первый этап Алхимии (2—6 вв.) связан с деятельностью Александрийской академии (2—4 вв.). Это было время становления Алхимии в составе позднеэллинистической герметической философии (герметизм). Александрийская Алхимия занимает срединное положение между ремесленной практикой, направленной на имитацию благородных металлов (золота — хризопея и серебра — аргиропея), и оккультным теоретизированием. В отличие от ремесленника у алхимика иная цель: не утилитарная, а глобальная, направленная на построение особой Вселенной, собственной картины мира, представленной в Алхимии с помощью специфических образов-понятий («философский камень», целительные панацеи, алкагест — универсальный растворитель, гомункул — искусственный человек). Он осуществляет тем самым единения микро- и макрокосмоса, соотнося природное и духовное, вселенское и человеческое на пути к знанию. Алхимик теоретически осмысливает химическое ремесло и как бы приспосабливает к делу под воздействием этого же ремесла собственное теоретизирование. Алхимия, следовательно, одновременно представляла собой два рода деятельности — «аурификцию» (золотоподобные имитации) и «аурифакцию» (определенную мировоззренческую доктрину). В 7—11 вв. Алхимия ни в практическом, ни в теоретическом отношениях не обогатила средневековое природознание. На втором этапе (12—14 вв.) Алхимия вступает во взаимоотношения с культурой европейского средневековья, пребывая между практической химией и «естественной философией», основанной на христианизированном учении Аристотеля о материальном мире. (Мир веществ, согласно этому учению, состоит из сочетаний четырех начал-стихий: земли, воды, воздуха, огня, — обладающих соответствующими свойствами-качествами: сухостью, влажностью, холодом, теплом.) Эти образы-понятия Алхимии существуют не сами по себе, а в конкретных познавательно-практических проблемах, связанных с преобразованием вещества. Мысль о всеобщей превращаемости вещества, из которой следует возможность трансмутации металлов, коренится в аристотелевой идее первичной материи как совокупности всех свойств-качеств и начал-стихий. В аристотелевых началах-стихиях, абстрактных качествах, принципах алхимик видит и то, что видел Аристотель, но и нечто иное — вещественное, обнаруживаемое органами чувств, преобразуемое с помощью соответствующих лабораторных приемов. Аристотелева вода, например, у алхимиков — знак холодного и влажного, но и та вода, которую можно пить, и aqua fortis (азотная кислота), и aqua regis (царская водка). Аристотелевы начала-стихии обретают вещественный характер, выстраиваясь в триаду алхимических начал-принципов и вместе с тем веществ: ртуть, сера и соль. Мысль алхимика движется от изучения функциональной зависимости свойство — свойство (блеск золота, например, зависит, в числе прочего, от огненности серы) к изучению принципиально иной зависимости: состав — свойство. Учение об алхимических началах-принципах противостоит двум основным направлениям средневекового природознания (13 в.): созерцательному опыту Оксфордской школы (Р. Бэкон, Р. Гроссетест) и схоластике Альберта Великого — Фомы Аквинского. Но в этом противостоянии оно как бы примиряет средневековые номинализм (имя-идея вещи — лишь конструкция ума) и реализм (имя-идея вещи так же реальна, как и сама вещь) и тем самым предвосхищает метод науки нового времени, оперирующей с реальными веществами, но осмысляемыми с помощью соответствующих понятий. Деятельность алхимиков к концу второго этапа складывается из трех составляющих: 1) ритуально-магический опыт, в котором препаративные процедуры сопровождаются соответствующими заклинательными формулами, выражаемыми особым символическим языком (мир веществ — мир их символических заменителей, причем последний истиннее первого, ибо священнодействен, исполнен высшего смысла); 2) система определенных лабораторных приемов, направленных на недостижимый, как теперь ясно, результат; синтетическое искусство, с помощью которого изготавливают конкретную вещь. Так в рамках Алхимии воспроизводится особый тип познавательно-практической деятельности, непосредственно предшествовавший химии нового времени. Но реальный путь от Алхимии к химии оказался трудным. Потребовалось длительное взаимодействие трех направлений средневекового природознания (схоластического теоретизирования, ремесленного опыта и Алхимии), прежде чем experientia как опытность, знание и experimentum как проба, опыт, встретившись, привели к научному эксперименту. Именно в силу обретения Алхимией собственно теоретического взгляда на свой предмет главные практические вклады Алхимии приходятся на 8—12 вв. в арабском мире и на 12—14 вв. в Европе. Получены серная, соляная и азотная кислоты, винный спирт, эфир, берлинская лазурь. Создано разнообразное оснащение мастерской-лаборатории: стаканы, колбы, фиалы, чаши, стеклянные блюда для кристаллизации, кувшины, щипцы, воронки, ступки, песчаная и водяная бани, волосяные и полотняные фильтры, печи. Разработаны операции с различными веществами — дистилляция, возгонка, растворение, осаждение, измельчение, прокаливание до постоянного веса. Расширен ассортимент веществ, используемых в лабораторной практике: нашатырь, сулема, селитра, бура, оксиды и соли металлов, сульфиды мышьяка, сурьмы. Разработаны классификации веществ и так далее. Впервые описано взаимодействие кислоты и щелочи. Открыты сурьма, цинк, фосфор. Изобретены порох, фарфор. Бонавентура (13 в.) установил факт растворения серебра и золота в царской водке. Третий этап Алхимии (15—17 вв.) связан с кризисом европейского средневекового мышления и отмечен новым расцветом оккультных увлечений, характерных для ренессансного неоплатонизма. В стороне стоит Парацельс (16 в.), ориентировавший златосереброискательскую Алхимию на лекарственную — иатрохимию (от греческого iatros — врач). В эпоху Просвещения (18 в.) Алхимия уже воспринималась современниками как фарс. Таким образом, в ходе исторических взаимодействий с умозрительным природознанием и химическим ремеслом Алхимия трансформируется в научную химию. Под влиянием Алхимии взаимоизменились химическое ремесло и умозрительное природознание, став соответственно химической технологией и опытно-индуктивной наукой 17 в. В составе же европейской средневековой культуры Алхимию можно рассматривать как синкретическую полифункциональную паракультурную составляющую этой культуры.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с АЛХИМИЯ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о АЛХИМИЯ