Социология в Украине

АГАПЭ (agape)

От греческого agape — любовь; латинский эквивалент Caritas. Безусловная духовная любовь, свободная от какой-либо эротической мотивации. Как чувство любовь-Агапэ связано со своим предметом теснее и безусловнее, чем любое другое. По своему происхождению Агапэ — ключевое понятие христианской литературы. В книгах Нового Завета слово «любовь», как правило, передается греческим словом «Агапэ». («Филия» тоже встречается, но гораздо реже, а «эрос» практически отсутствует.) Одаряющий характер любви-Агапэ противопоставлялся христианскими мыслителями потребительскому характеру любви-эроса. Считалось, что Агапэ придает ценность своему объекту, в отличие от всего того, что так или иначе стремится извлекать ее из объекта. Агапэ исключает направленность на себя в отличие от эроса, который в сущности является любовью к себе. Отсюда делался вывод, что только божественная любовь и может быть любовью-Агапэ, поскольку она нестяжательна и полностью направлена на другого. Вместе с тем не исключалось, что человеческая любовь в редких случаях тоже может быть любовью-Агапэ. Основную тональность звучания понятию Агапэ задал Новый Завет (речь в особенности идет о двух заповедях любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37—40; Мк. 12:29—31). При этом новозаветное «Агапэ» обрело уникальные черты, отличающие данный термин от значения слова «любовь» в других языках. Новозаветное значение (сплав греческой и иудейской мысли) слова «Агапэ» оказало огромное влияние на всю последующую моральную рефлексию на Западе. В противоположность любви-эросу, то есть страстной любви, Агапэ имела значение деятельной, одаряющей — сугубо духовной — любви. Она выходит за пределы отношений нетребовательной, безопасной, гарантированной взаимности. Любовь к ближнему должна включать по крайней мере односторонние усилия культивирующего ее по установлению личных отношений, отмеченных духовной близостью, и социальных отношений, отмеченных гармонией и согласием. Иначе говоря, Агапэ не ждет, не требует ответа добром на добро, хотя в то же время это вполне может совмещаться с надеждой на такую взаимность. Забота о человеке из любви к ближнему не зависит ни от своих истоков (ближнему вовсе не нужно знать о том, кто именно о нем заботится), ни от упования на изменение враждебного отношения со стороны ближнего (например, ближний может не переставать быть врагом любящего его). То есть личность ближнего должна рассматриваться как безусловная ценность прежде всяких конкретных ее проявлений. Это означает, что любовь - Агапэ не может ограничиваться только теми, кого мы считаем достойными ее, исходя из того, что они добрые, приятные или полезные. По Кьеркегору, ближний как объект любви — это любое человеческое существо. Любовь выходит за пределы всех ограничений (в том числе связанных с моральными запретами), накладываемых, например, дружескими отношениями. Некоторые мыслители пытались ввести градацию степеней проявления любви. Так, Фома Аквинский полагал, что одних (более близких к Богу, связанных с нами узами дружбы, брака) мы должны любить больше, чем других. Кьеркегор же был убежден в том, что мы должны любить всех необусловленно, без каких бы то ни было предпочтений, то есть недифференцированно. Все согласны в том, что доброжелательность (как одна из сторон Агапэ) имеет моральную ценность даже в том случае, если не достигнута взаимность. Агапэ-доброжелательность включает в себя постоянство как необходимый и неотъемлемый элемент такого отношения к ближнему. Постоянство означает настойчивость перед лицом препятствий. Даже если любящий не улучшает поведение ближнего, все же имеет смысл говорить о восприятии ближнего как ценного существа и о заботе о нем. Любящий всегда должен быть «за» ближнего, какие бы конкретно изменения в нем ни произошли — в лучшую или в худшую сторону. Мыслители 20 в. (Н. Бердяев, М. Бубер, М. Шелер, Г. Зиммель, К. С. Льюис, Г. Мадинье, Д. фон Гильдебранд, Дж. Кришнамурти) раскрыли новые грани значения любви (созвучной новозаветному Агапэ). При этом подчеркивались ее онтологический статус, ее значение для определения человеческой сущности в философской антропологии, ее надценностная трансцендентность, или ее значение как смысла человеческого существования. В качестве специального термин «Агапэ» употреблялся также для обозначения вечери любви у ранних христиан. Агапэ устраивались для выражения и культивирования любви, связывающей всех членов общины. В 343—344 гг. Лаодикейский поместный собор запретил проведение Агапэ.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с АГАПЭ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о АГАПЭ